Послания царя Соломона Белому царю

Вот, сегодняшняя моя публикация выходит поздно вечером - как жертва вечерняя. Я над ней много размышлял, работал (ни один день), и этим вечером хочу поделиться. Мы прежде уже говорили о том единственном пророчестве, которое записано было через премудрого царя Соломона - пророчество о Белом царе. Это, конечно, говорит о чрезвычайной, исключительной важности этого пророческого события. Не мог и сам царь Соломон не задумываться всерьез об этом пророчестве, касающемся отдаленного, последнего времени - времени Царства Белого царя. Думаю не ошибусь, если скажу, что все Писания Соломона (Книга Притчей, Екклесиаст и Песня Песней) во многом обращены (как они и заявляют) к Белому царю.

Нет, конечно, книги эти чудесные обращены ко всем нам, людям доброй воли, людям, в которых Царство Божие внутрь уже есть с верою, и кто по заповедной молитве Христовой "Отче наш" молится и трудится, чтобы пришло Царствие Божие и на Землю, и чтобы воля Божия исполнялась и на Земле, яко же и на Небеси. Сам Соломон был образчиком человека, царя, строящего Царствие Божие - в форме Царства народа святых. Видеть исполнение на Земле исполнение воли Божией, явленной в Заповедях и во всех Священных Писаниях - это мечта и великое счастье. Трудиться, подобно Соломону, над реализацией этого проекта - это честь и великое благословение.

-2

Это, если хотите, первый настоящий шаг веры. Я знаю очень многих христиан (я ведь пастор), которые на долгие-долгие годы застряли в тесном круге: грех-покаяние. Они на этом, извините, собаку съели, со всех сторон. И постоянно ее мусолят, эту заезженную пластинку - спасаются, спасают себя. А по замыслу Божию, явленному в Слове - и в особенности в Писаниях Соломона - здоровым откликом человека на спасение, на прощение грехов, дарованное всем нам свободно во Христе, является как раз вот эта, вводная часть молитвы Отче наш: "Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на Земле, как и на Небесах".

-3

Еще читая записки доктора Эммануэля Лалланда (Марк Хавен), особенно те из них, что были опубликованы им как Открытое Письмо грядущему Белому царю, "сыну Иеффая", в его "Послании к людям доброй воли", я не мог не обратить внимания на схожесть манеры изложения у Лалланда и Соломона. Совершенно очевидно, что Лалланд выстраивает свое Письмо Белому царю, со своими особенными откровениями, по уже существующей, заданной еще царем Соломоном схеме: он обращается ко всем нам, людям доброй воли, но апогеем, и фокусом, и непосредственным главным читателем при этом ставится "этот юноша", или "сын мой", или "наследник", или, напрямую - справедливый, Белый царь - обетованный Предтеча.

-4

Послания Соломона много веков служили поколениям людей, но они находят свою главную целевую аудиторию - поколение Белого царя - лишь сегодня. Соломон начинает свои Писания с предупреждения о повторяемости истории и об отсутствии у людей памяти об этом:

9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
10 Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после. Екклесиаст 1 глава

Соломон, конечно, не говорит о точных повторах, реранах истории. Нет, события повторяются по тем же вехам и принципам развития, и проходят в том же порядке, что явлены нам в Священной Истории - то есть Священном Писании. Но теперь ареной действия является Русь - Новый Израиль. И остальной, конечно, мир - в отношении к Руси. Но мы говорили прежде об этом.

Тем самым Соломон задает нам - уже самим собой, и своим славным царством, служащим моделью Царства Предтечи - пророческую модель времени Белого царя. Сам Соломон, обращаясь к своему "сыну", обращается в первую очередь к тому, самому отдаленному по времени из своих "сыновей", в ком исполнится обетование Божие о Царстве Предтечи. Но Соломон при этом обращается и непосредственно к нам, и к своему сыну, да и про себя он не забывает - он делится своим опытом жизни, опытом царствования, которые являются во многом модельными для грядущей истории Белого царя:

-5
7 Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум.
8 Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней;
9 возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец. Притчи 4 глава

Вот, на основе хотя бы этих слов легко понять, как все это работает. Если мы прислушиваемся к этим и другим словам премудрого царя Соломона, если начинаем действительно искать мудрости, и приобретать разум не жалея на него даже "всего имения", то "она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец." Это - правда для всех нас. Но, к примеру, для сына Соломона по плоти, к которому он тоже обращался (в книге Притч десятки раз идет это обращение - "сын мой") венец этот был весьма буквальным - корона царствования. Таким же образом кульминацией этих слов, как и кульминацией пророчества Соломона, является исполнение в Белом царе.

-6

В пророчестве Льва Великого отражается исполнение этого обетования в Белом царе:

(13) Он мудр и много учился, у него есть предвидение, и он осведомлен о текстах пророчеств, которые он передает другим, и учит этой информации других.

Каждый из нас получит свой венец - у Бога на всех хватит благодати. Но все-таки в центре Писаний Соломона находится главный адресат - еще формирующийся "наследник", которому предстоит сделаться обетованным Белым царем, призванным исполнить на Земле справедливость и волю Божибю:

7 Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому: потому что над высоким наблюдает высший, а над ними ещё высший; 8 превосходство же страны в целом есть царь, заботящийся о стране. Екклесиаст 5 глава

В этом формировании характера этого грядущего царя, как главного адресата, так и нас, поколения царя, и видится главная цель Писаний царя Соломона. Давайте почитаем их вместе. Я знаю, вы почти наверняка читали и книгу Притч, и Екклесиаста, и Песню Песней - три книги царя Соломона. Но давайте прочтем те же самые книги вместе, памятуя о том, что наставления Соломона призваны подготовить царственное поколение - и вместе нам откроется сокровенное. Потому что, по обетованию Божию, там где во имя Господне собрались хотя бы двое или трое, там и Господь будет с нами, будет учить, и благословлять, и изменять нас, и исцелять и радовать.

Так что начинаем еще один цикл, будем насыщаться Словом Божиим, которое интереснее и вернее всех других слов на свете. Впереди - очень увлекательное и духовно развивающее путешествие!

P. S. На Открытой Семинарии, кажется, циклы никогда не заканчиваются - зато всегда открываются новые! Так что я не забываю и о "старых", то есть уже начатых циклах, и возвращаюсь к ним все время. Благодарю за ваши терпение и интерес! Все, дальше - текст первой главы. Буду в каждой публикации разбирать по одной главе. Сегодня уже не буду комментировать Первую главу книги Екклесиаста - достаточно моего долгого вступления. Да оно и есть отчасти мой комментарий к этой главе. А об удивительной повторяемости истории, на которой настаивает эта глава

В круге последнем, а также (и в особенности) в публикации Круги истории царя Соломона, которая является комментарием на значительную часть первой главы. А что самое главное - прочтите эту главу сами, получите благословение Слова Божия, и обретите что-то важное для себя (и поделитесь с нами), чем-то ,о чем я не писал, но что откроет лично вам Бог через Свое Слово и через Святой Дух. Тем более если вы сегодня за целый день еще не вкушали хлеба насущного - Слова Божия:

1 Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме.

2 Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета!

3 Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?

4 Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки.

5 Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.

6 идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои.

7 Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.

8 Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием.

9 Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.

10 Бывает нечто, о чём говорят: «смотри, вот, это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.

11 Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после.

12 Я, Екклесиаст, был царём над Израилем в Иерусалиме;

13 и предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом: это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём.

14 Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа!

15 Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать.

16 Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце моё видело много мудрости и знания.

17 И предал я сердце моё тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа;

18 потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Екклесиаст 1 глава

Открытая семинарияКанал доктора исторических наук, профессора, доктора богословия Жиганкова Олега Александровича посвящён историко-духовному просвещению. Исследуем темы судеб народов мира в общем и России в частности. Красная нить наших исследований и публикаций - Россия, её прошлое, настоящее и возрождённое будущее.
137,7K подписчиков