Найти тему
Петр Власов

Самая результативная подлодка Советского ВМФ (2). «Атака века»

Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

«Вильгельм Густлофф» (Wilhelm Gustloff) представлял собой пассажирский десятипалубный круизный лайнер водоизмещением 25.484 т, рассчитанный на перевозку 1.500 человек. На момент постройки он являлся одним из крупнейших пассажирских судов в мире. Лайнер был построен на средства организации «Сила через радость», входившую в «Немецкий трудовой фронт», и должен был исполнять роль плавучего дома отдыха для германских рабочих. Этим «Вильгельм Густлофф» и занимался с марта 1938 вплоть до начала войны, успев совершить за 1,5 года эксплуатации 50 круизных рейсов вдоль берегов Европы и обслужить 65.000 отдыхающих.

С началом войны лайнер был реквизирован военно-морским флотом и переоборудован в плавучий госпиталь. В этом качестве «Густлофф» принял участие в Польской и Норвежской кампаниях: занимался доставкой раненых солдат в германские госпитали. А с начала 1941 лайнер стали использовать как плавучую казарму школы подводников, превратив тем самым в военное судно.

Почти всю войну «Густлофф» базировался на порт Готенхафен (близ Данцига), и находился достаточно далеко от линии фронта. Но в октябре 1944 советские войска вошли на территорию Восточной Пруссии, и Готенхафен оказался в прифронтовой полосе. Приближение Красной Армии вызвало панику среди населения Пруссии, которуюи эту панику активно поддерживала нацистская пропаганда, обещавшая немцам массовые зверства и изнасилования со стороны русских. В результате толпы пруссаков устремились к портам, а германский флот начал операцию «Ганнибал», которая вошла в историю, как крупнейшая эвакуация населения морем. В ходе этой операции немецкий флот вывез из Восточной Пруссии около 2 миллионов человек. Понятно, что такой большой пассажирский лайнер, как «Вильгельм Густлофф», не мог не принять участия в этой массовой перевозке людей.

-2

Погрузка людей на «Вильгельм Густлофф» началась 22 января 1945 г. В первую очередь пассажирами лайнера стали военные. Эвакуировались персонал и курсанты школы подводников, к которой был приписан «Густлофф» (918 человек). Так же на лайнере оказались 373 женщины-военнослужащие вспомогательной службы Кригсмарине, военврачи и раненые морского госпиталя (еще 162 человека). Экипаж самого лайнера насчитывал 173 моряка. Кроме того, документально учтенными были 4.424 гражданских беженца. Итого на борту «Густлоффа» официально находилось 6.050 человек – в четыре раза больше, чем довоенное расчетное число пассажиров лайнера! Однако на самом деле людей на «Вильгельме Густлоффе» было значительно больше. Когда в порту собрались десятки тысяч беженцев, а некоторые женщины в отчаянии начали отдавать своих детей тем, кому удалось подняться на борт, в надежде хотя бы таким образом их спасти, моряки экипажа лайнера начали впускать на борт всех, уже не считая пассажиров. Людей размещали везде, где только находилось место: даже в пустом бассейне, даже в коридорах и на открытой верхней палубе. Поэтому реальное количество пассажиров, оказавшихся на «Густлоффе» неизвестно; предполагается, что оно перевалило за 10.000!

Прием пассажиров на «Густлофф» продолжался почти 9 дней; наконец 30 января в 12.30 (по берлинскому времени) «набитый под завязку» людьми лайнер отошел от пирса и направился в море. Из опасения выскочить на одно из прикрывавших побережье Пруссии минных полей и из-за недостатка топлива судно не выполняло противолодочных зигзагов, и шло прямым курсом со скоростью 12 узлов (максимальная скорость лайнера составляла 15,5 узлов, но идти полной скоростью судну мешала штормовая погода). Сопровождал лайнер один миноносец «Лёве»; второй корабль сопровождения - торпедолов TF-19 - почти сразу после выхода в море вернулся назад из-за появившейся течи. Да и маленький «Лёве» не выдерживал заданной скорости из-за сильного волнения, постепенно отставая от тяжело взрезавшего высокие волны грузного пассажирского судна. В 18.00 на «Густлоффе» приняли радиосообщение, что встречным курсом двигается группа тральщиков. Чтобы избежать столкновения с ними, с наступлением темноты на лайнере включили ходовые огни. Так что обнаружить в темноте ярко освещенное судно советским морякам не составило труда…

-3

Вахтенные наблюдатели С-13 увидели огни судна, находившегося мористее «пасшейся» у берега лодки, в 21.10 (по московскому времени, на 2 часа опережающему берлинское). Позади лайнера они заметили постепенно отстающий боевой корабль сопровождения. Маринеско тут же направил подлодку на пересечку курса «Густлоффа». Советская субмарина шла в позиционном положении – из воды торчала только рубка, корпус С-13 полностью находился под водой. Штормовые волны заливали рубку лодки, мгновенно превращаясь в застывшие ледяные потёки. Из-за этого центр тяжести корабля постепенно смещался, и субмарину все сильнее болтало на волнах. Но С-13 не погружалась под воду, чтобы избавиться ото льда – иначе можно было бы потерять противника. И охотник, и добыча двигались с одинаковой скоростью – 12 узлов, постепенно сближаясь. «Атака века» началась!

Нужно сказать, что «гуляющие» в отечественной литературе из издания в издание красочные версии о невероятно сложной атаке и особо выдающемся мастерстве Маринеско сильно преувеличены. Рассказы о хитрости советского командира, «зашедшего в атаку со стороны берега, откуда враг не ожидал нападения» не соответствуют действительности, так как в этом положении С-13 оказалась случайно. Уже изначально, в момент обнаружения, цель находилась мористее; к тому же лайнер шел так далеко от берега, что атаку противника ему можно было ожидать с любой стороны. Да, штормовая погода, создавала определенные трудности, но – обеим сторонам. А успешные атаки в подобных условиях в годы войны случались не раз и у других подлодок. К тому же нельзя назвать особо сложным заход в атаку на ярко освещенное огромное судно, двигающееся прямым курсом с постоянной скоростью, экипаж которого даже не подозревает о появлении рядом противника. Тем не менее, и при таких составляющих атаки Маринеско поначалу «промахнулся». Неверно рассчитав угол курса сближения, он вышел на дистанцию выстрела слишком поздно – «Густлофф» уже «проскочил» вперед, и при таком ракурсе стрельбы советских моряков ожидал только промах. Однако «заряженный на победу» угрозой трибунала, Маринеско решил не упускать добычу, тем более, что ему ничего не угрожало (миноносец «Лёве» отстал так сильно, что советские моряки его уже не наблюдали). Продув балластные цистерны, С-13 подвсплыла в походное положение, что позволило кораблю развить более высокую скорость. Встав на параллельный лайнеру курс, С-13 в течение часа двигалась со скоростью 14 узлов, постепенно обгоняя по-прежнему не подозревавший о преследовании «Густлофф». Затем, развив максимальную скорость, субмарина легла на боевой курс, который вывел ее точно перпендикулярно в левый борт «Густлоффа».

Схема маневрирования С-13 при атаке на «Вильгельм Густлофф»
Схема маневрирования С-13 при атаке на «Вильгельм Густлофф»
Заключительная фаза атаки – выпуск торпед
Заключительная фаза атаки – выпуск торпед

К этому времени так и не встретивший тральщиков «Густлофф» выключил ходовые огни, но даже погрузившийся в темноту лайнер уже был хорошо виден морякам приближавшейся субмарины. В 23.08 с дистанции 4,5 кабельтова С-13 дала четырехторпедный залп в немецкий лайнер. Правда, вышло всего три торпеды, четвертая застряла в аппарате. Но и трех торпед оказалось достаточно. Одна за другой они поразили борт «Вильгельма Густлоффа»: в носовую оконечность, под капитанский мостик и в машинное отделение.

Схема попаданий торпед в «Вильгельм Густлофф»
Схема попаданий торпед в «Вильгельм Густлофф»

Взрыв торпеды в машинном отделении и хлынувшая туда забортная вода вывели из строя двигатели и лишили лайнер хода; но хотя моторы заглохли, внутреннее освещение продолжало работать за счет аварийного дизель-генератора. Те пассажиры, которые не погибли от трёх взрывов и не утонули в мгновенно затопленных каютах нижних палуб, в панике бросились на верхнюю палубу - к спасательным шлюпкам. Но оказалось, что шлюпки почти некому спускать: закрытые сразу после взрывов (согласно инструкции) водонепроницаемые переборки в нижних палубах заблокировали часть команды, которая должна была заниматься спуском шлюпок и эвакуацией пассажиров. Во вспыхнувшей на лайнере панике и давке погибло много детей и женщин, причем не только в нижних узких коридорах, но также и на верхней палубе. Пассажиры не могли спустить спасательные шлюпки, потому что не умели этого делать; к тому же многие шлюпбалки обледенели и не работали, а судно уже получило сильный крен на левый борт, мешавший нормальному спуску. Тем не менее, объединенными усилиями пассажиров и тех моряков команды лайнера, что находились в верхних палубах, некоторые шлюпки все же удалось спустить на воду. Но и тем людям, что смогли забраться в них, все равно угрожала возможность гибели. Так, одна из таких шлюпок, полная людей, была разбита и затоплена зенитной установкой, сорвавшейся со своей платформы из-за сильного крена. И те из ее пассажиров, что не были раздавлены тяжелым орудием, оказались в ледяной воде, как и тысячи других людей, которым не досталось места в шлюпках. К тому же многие беженцы при взрывах выбежали из кают без верхней одежды, и теперь даже те, что попали в шлюпки, замерзали до смерти на стылом ветру и в ледяных брызгах волн, захлестывавших шлюпки…

Не желавший попадать под суд Маринеско после торпедного залпа и фиксации поражения цели не стал погружаться и уходить из района атаки, как это делали все подводники мира. Оставаясь в надводном положении рядом с тонущим лайнером, он наблюдал за его гибелью, отмечая в бортовом журнале по минутам все фазы затопления «Густлоффа». Лишь при появлении в зоне бедствия миноносца «Лёве» С-13 погрузилась и начала маневр уклонения. «Лёве» ее не преследовал. Сбросив неприцельно, «чтобы отпугнуть», несколько глубинных бомб, миноносец занялся спасением людей с тонущего лайнера (первые пострадавшие были подняты на борт «Лёве» через 30 минут после взрыва торпед).

Маринеско ушел вовремя: радиосообщение о торпедировании «Густлоффа» было принято боевыми кораблями германского флота, и к месту катастрофы на полной скорости уже неслись находившиеся неподалеку тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и миноносец Т-36. Эти корабли успели подойти к погибавшему «Густлоффу» до его полного затопления. Но узнав от командира «Лёве», что где-то рядом все еще бродит советская подлодка, «Хиппер», тоже загруженный «под завязку» беженцами (на нем находилось 1,5 тысячи гражданских лиц), предпочел уйти. Спасать погибавших пассажиров лайнера остались только два миноносца – «Лёве» и Т-36. Они продолжали подбирать людей из ледяной воды и после того, как в 00.10 «Густлофф» окончательно скрылся в глубине. Через час к спасательной операции присоединились подошедшие к месту катастрофы два транспортных парохода и четыре тральщика. Последний человек был спасен через 7 часов после гибели лайнера: на заваленной трупами замерзших детей и женщин шлюпке немецкие матросы нашли сверток с еще живым 1,5-годовалым малышом…

Гибель «Вильгельма Густлоффа»
Гибель «Вильгельма Густлоффа»

В общей сложности участвовавшим в спасательной операции кораблям и судам удалось спасти (по разным оценкам) от 1.200 до 2.500 человек из 10.000 с лишним, вероятно находившихся на потопленном лайнере. Число же погибших определяется разными источниками от 5,3 тысяч до 9,5 тысяч человек. Такая огромная разница в приводимых в современных исследованиях цифрах количества спасенных и погибших связана с тем, что точное число пассажиров «Вильгельма Густлоффа» в его последнем рейсе просто неизвестно. К тому же тогда не было сделано официального, документально подтвержденного заявления германского руководства о понесенных потерях. В то время командование не разглашало масштабы потерь, чтобы не ухудшать моральное состояние населения ещё сильнее. Да и не до подсчетов количества утонувших и спасенных на одном погибшем судне было тогда немцам: советские войска уже ворвались в Пруссию, и огромные потери Германия несла сразу во многих местах. Так что, реакция на потопление «Вильгельма Густлофффа» на момент трагедии была в Рейхе довольно сдержанной. И то, что якобы в стране объявили трехдневный траур, а разъяренный Гитлер внес Маринеско в список своих личных врагов – выдумка советских пропагандистов. Не до утонувших «бесполезных гражданских лиц», и не до безвестного советского офицера-подводника было фюреру погибавшего Рейха в феврале 1945 года, когда до окончательного крушения нацизма оставалось всего три месяца…

Правда впоследствии, когда в мирной обстановке началось изучение обстоятельств множества трагедий той страшной войны, гибель огромного количества женщин и детей на «Густлоффе» в умах узнавших об этом немцев встала в один ряд с гибелью десятков тысяч жителей города Дрездена, до основания разрушенного британскими бомбардировками. Поначалу даже заговорили о военном преступлении, однако немецкие же историки и пресекли поползновения «горячих голов» объявить Маринеско преступником. Они доказали, что лайнер «Вильгельм Густлофф» представлял собой военную цель и его потопление не являлось преступлением. Ведь суда, предназначенные для перевозки беженцев, как и госпитальные суда, должны были быть обозначены соответствующими знаками — красными крестами; они не имели права идти в одном конвое вместе с военными кораблями. Также на их борту не могли находиться какие-либо военные грузы и орудия ПВО, или другие виды оружия. «Густлофф» же являлся вооруженным зенитками военным кораблём, на который позволили подняться тысячам беженцев. С того момента, как они оказались на боевом корабле, вся ответственность за их жизнь легла на командование немецкого флота. Таким образом, лайнер «Вильгельм Густлофф» стал законной военной целью для советских подводников (не говоря уже о том, что в годы войны и советские транспорты с беженцами и ранеными неоднократно погибали под торпедами германских подлодок и бомбами авиации). Утонувшие же пассажиры «Густлоффа» вошли в число многих невинных жертв войны и трагически сложившихся обстоятельств. А гибель этого лайнера по числу человеческих жертв вошла в пятерку самых страшных катастроф за всю историю мореплавания…

С-13 и «Вильгельм Густлофф»: цель поражена!
С-13 и «Вильгельм Густлофф»: цель поражена!

Самая результативная подлодка Советского ВМФ (01). «На войне, как на войне»

Самая результативная подлодка Советского ВМФ (3). Атака на «Штойбен»

Литература:

Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М.: Воениздат, 1990.

Емельянов Л.А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1981.

Корабли-герои. М., Изд-во ДОСААФ, 1976.

Морозов М. Гибель «Вильгельма Густлоффа». Статья в журнале «Флотомастер» №1.1999

Морозов М.Э. подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне. Балтийский флот. М.: Полигон, 2001.

Морозов М.Э., Кулагин К.Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. М.: Яуза, Эксмо, 2008.

Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок 1941-1945. М.: АСТ, 2004.

Чернышев А.А. Героические корабли Великой Отечественной. М.: Яуза, ЭКСМО, 2015.

http://www.sovboat.ru/war/ataka%20veka.php3

http://korabley.net/news/nemetcki_lainer_wilhelm_gustloff_povtoril_sudbu_titanika/2009-04-25-225-987#

https://ru.wikipedia.org/wiki/Генерал_Штойбен_(судно)

https://polkrf.ru/news/1256/kak_podlodka_s_13_raspravilas_s_generalom_shtoybenom

http://www.sovboat.ru/trofei/victory_kbf.php3

http://www.sovboat.ru/means/mens_m.php3#m5

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.