Так получилось, что для послевоенных исследователей впечатление от потопления «Вильгельма Густлоффа» (своей эффектностью нанесенного врагу урона - для одних, и ужасом огромного числа невинных жертв - для других) почти полностью заслонило вторую цель С-13, потопленную Маринеско через несколько дней. Между тем атака на транспорт «Штойбен» происходила в сложных условиях и более достойна наименования «Атака века». К тому же уничтожение этого экс-лайнера так же явилось страшной морской катастрофой, и хотя число погибших людей на «Штойбене» меньше, чем число погибших на «Густлоффе», оно все же в два с лишним раза превосходит количество пассажиров, утонувших на знаменитом «Титанике»!
В стремлении закрепить успех, который должен был окончательно освободить Маринеско от угрозы трибунала, командир С-13 после потопления «Густлоффа» продолжил активный поиск вражеских судов, и в ночь с 9 на 10 февраля обнаружил западнее Данцигской бухты крупное судно, охраняемое тремя (по другим источникам двумя) миноносцами. Это и был военный транспорт «Штойбен» водоизмещением 14.660 брт.
Судно, построенное немцами в 1922-1923 гг. как океанский пассажирский лайнер, поначалу называлось «Мюнхен». Лайнер осуществлял пассажирские перевозки между Германией и США, но после пожара, случившегося в порту Нью-Йорка, почти полностью выгоревший «Мюнхен» на несколько лет «встал на прикол». Лишь к 1931 году он был восстановлен заново; обновленный, лайнер тогда и был переименован в «Генерал фон Штойбен» (General von Steuben) - в честь немецкого полководца, воевавшего в XVIII веке в составе американских повстанческих войск за обретение колониями независимости и за создание США. Правда, с 1938 г. судно стали именовать просто «Штойбен». С началом 2-й мировой войны «Штойбен», как и «Густлофф», был мобилизован военным флотом Германии, вооружен зенитными пушками и передан в распоряжение высшего командного состава Кригсмарине.
В конце 1944 – начале 1945 г из-за выхода советских войск к границам Восточной Пруссии командование использовало «Штойбена» как транспорт для эвакуации раненых и населения. При этом на лайнере, так же, как и на «Густлоффе», не было нанесено знаков госпитального судна – красных крестов. Мало того, к этому времени «Штойбен» был окрашен в трехцветный зимний камуфляж, точно такой, какой несли все боевые корабли германского военно-морского флота.
До встречи с подлодкой С-13 бывший лайнер совершил 18 рейсов, эвакуировав в общей сложности 26.445 раненых и 6.694 беженца. 9 февраля 1945 г. «Штойбен» вышел из Пиллау в очередной, 19-й рейс, имея на борту свыше 4.000 человек. В их числе были: 285 членов экипажа лайнера (гражданские моряки и военнослужащие – зенитчики), 2.680 раненых солдат и офицеров, 270 медиков из госпиталя, около 100 боеспособных солдат и около 900 беженцев. А в 02.10 ночи с 9 на 10 февраля «Штойбен» и сопровождавшие его боевые корабли были обнаружены советской подлодкой С-13, находившейся в надводном положении…
22 минуты ушло у Маринеско, чтобы определить, кого же он встретил. Темнота и большое для ночного опознавания цели расстояние, отсутствие на противнике огней и ломаный маскировочный военных камуфляж корпуса «Штойбена» ввели Маринеско в заблуждение: он решил, что встретился… с легким крейсером «Эмден». Высокая скорость движения конвоя исключала погружение субмарины под воду: в этом случае С-13 неизбежно бы отстала от врага и потеряла бы его. Но находиться долго в надводном положении рядом с вражеским соединением из четырех боевых кораблей, Маринеско тоже посчитал опасным. Подгоняло советских подводников в действиях и то, что вражеский отряд шел противолодочным зигзагом – следовательно, корабли могли внезапно повернуть и скрыться в ночной темноте. Поэтому атака была стремительной; она заняла (согласно записям судового журнала С-13) не более 20 минут. Бытующие в некоторых изданиях рассказы о четырехчасовом преследовании «Штойбена» не соответствуют документальной информации.
В 02.38 С-13 легла на параллельный конвою курс, чтобы точно просчитать скорость движения противника; через 10 минут, рассчитав параметры для атаки, Маринеско попытался повернуть нос лодки на «крейсер», но тут шедший справа от «Штойбена» миноносец, выполняя зигзаг, перекрыл субмарине цель. Сближение происходило быстро, немцы в любой момент могли обнаружить лодку, и Маринеско решил отвернуть в сторону, а торпеды выпустить на развороте из кормовых аппаратов. Нужно отдать моряку должное: в этих сложных условиях Александр Иванович действовал четко, продумано и рационально, мгновенно реагируя на быстрые изменения обстановки. В 02.49 С-13 легла в крутой разворот, а Маринеско в течение всего одной минуты успел заново рассчитать новые параметры атаки. В 02.50 субмарина дала кормовой двухторпедный залп по открывшемуся «Штойбену» (интервал пуска торпед – 14 секунд, дистанция до цели – 10 кабельтовых). Сразу после залпа С-13 увеличила ход до 18 узлов, чтобы быстрее скрыться в спасительной темноте. В 02.52 обе торпеды поразили «Штойбен»: удалявшиеся советские подводники услышали два взрыва и увидели во мраке две вспышки. Тут же темный горизонт прорезали лучи прожекторов, в небо взметнулись осветительные ракеты. В 03.02 на С-13 услышали еще три последовательных взрыва вдали (вероятно, на лайнере сдетонировал боезапас), после чего там, где остался немецкий конвой, вспыхнуло сильное зарево. Но буквально через пять минут огонь загас: «Штойбен» затонул за 15 минут! Миноносцы смогли спасти только 659 человек (погибло 3.608, большинство утонувших - раненые солдаты и беженцы).
Маринеско, убежденный в том, что он отправил на дно целый крейсер, сообщил по радио в штаб о потоплении «Эмдена». Но к моменту его возвращения на базу советская разведка выяснила, что «Эмден» остается в строю, а жертвой С-13 стало транспортное судно. Тем не менее, «потопление в одном походе двух крупных транспортов с огромным количеством фашистских руководителей и матерых эсэсовцев на борту» (как об этом успехе рассказывали советские газеты) было достойно правительственной награды. Ведь эти две победы вывели Маринеско на первое место среди командиров-подводников Советского Союза по уничтоженному вражескому тоннажу (40.144 брт); одновременно общий потопленный лодкой С-13 за войну тоннаж (44.186 брт) сделал эту субмарину самой результативной советской подлодкой Великой Отечественной войны. И командир дивизиона капитан 2-го ранга А.Е. Орел подписал на Маринеско наградной лист с ходатайством о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Однако командование бригады припомнило «раздолбаю», что он едва не попал под трибунал, и снизило степень награды. В результате Александр Маринеско получил за уничтожение «Вильгельма Густлоффа» и «Штойбена» не Звезду Героя, а только орден Красного Знамени; соответственно, вместе с командиром понизили статус наград и для «проштрафившегося» экипажа С-13 (правда, сама лодка была все же удостоена звания «Краснознаменной»).
Неизвестно, что именно повлияло на дальнейшее поведение Маринеско: обида за награждение его рядовым орденом вместо присвоения высокого звания Героя, или нежелание рисковать своей жизнью в конце войны? Но в следующем походе (с 20.04. по 23.05.1945) подводник фактически отказался от ведения боевых действий. Согласно записям в бортовом журнале С-13 до капитуляции Германии подлодка семь раз обнаруживала в море немецкие корабли и суда, но Маринеско ни разу не предпринял даже попытки атаковать хоть какую-то из этих целей. Видимо, такое бездействие и переполнило чашу терпения руководства: после возвращения из похода Маринеско был отстранен от командования подлодкой, понижен в звании до старшего лейтенанта и переведен в командиры надводного тральщика. Но и в этой позорной для героя-подводника должности вновь ушедший в запой Маринеско не задержался надолго, и в ноябре 1945 он был вообще уволен из рядов ВМФ. А в 1949 заместитель директора Ленинградского НИИ переливания крови по хозяйственной части (завхоз) А.И. Маринеско сел на 3 года в тюрьму «за расхищение социалистической собственности»… Сама же подлодка С-13 оставалась на службе до 1954 года, пока как устаревшая не была выведена из состава флота, а в 1957 разобрана на металл.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
О потоплении «Густлоффа» и «Штойбена» надолго забыли. Вновь об этих атаках заговорили только при праздновании 20-летия Победы, когда в рамках начавшейся кампании «Никто не забыт, ничто не забыто» стали разыскивать информацию о малоизвестных эпизодах Великой Отечественной. Но это произошло уже после смерти Маринеско (Александр Иванович скончался в 1963 г). Вот тогда-то, романтизируя прошлое, журналисты и заговорили о якобы объявленном трехдневном трауре по всей Германии после потопления «Густлоффа», и о том, что Маринеско будто бы был записан в личные враги самого Гитлера. Тогда же они развили «идею» 1945 года о том, что все пассажиры «Густлоффа» и «Штойбена» были матерыми подводниками и высокопоставленными эсэсовцами. При этом в основном журналисты живописали уничтожение «Густлоффа», о «Штойбене», на котором было меньше жертв, упоминали вскользь. Естественно, что создание легенды о «смертельном ударе», нанесенном Маринеско по высшему руководству СС, и чуть ли не полному уничтожению им всего личного состава германского подводного флота (хотя на борту «Густлоффа» находились только недоучившиеся курсанты школы подплава), не могло обойтись без романтизации образа самого командира С-13. О пьянках и недисциплинированности Маринеско, конечно же, не вспоминали, а его тяжелую судьбу журналисты представили (вполне в духе «антисталинских разоблачений» 60-х годов) как незаконные преследования героя завистливыми руководителями, загубившими блестящую карьеру выдающегося моряка. Начались разговоры о необходимости восстановления справедливости, о том, что хотя бы посмертно Маринеско должно быть присвоено звание Героя Советского Союза. Призывы к посмертному награждению подводника то и дело всплывали в отечественной печати на протяжении четверти века; особенно эти высказывания усилились в конце 80-х годов, на волне так называемой «Перестройки». В результате в 1990 правительство уже находившегося на грани распада Советского Союза все же подписало указ о присвоении А.И. Маринеско звания Героя, и он стал одним из последних в истории Героев Советского Союза.
Однако на этом дело не кончилось. В 90-е годы, после развала СССР, о Маринеско вновь заговорили. Но теперь уже «с точностью до наоборот». Те же СМИ либерального направления, которые в конце 80-х восхваляли Маринеско как жертву советской системы, обойденного в награждении и незаслуженно получившего лагерный срок, теперь начали прозрачно намекать на совершение им военного преступления. Появились статьи, в которых читателя старались навести на мысль, что потопив лайнер с огромным количеством беженцев, командир С-13 стал еще одним не привлеченным к ответственности военным преступником. В этих статьях упор делался на живописания страданий погибавших женщин и детей, а Маринеско представлялся теперь не как талантливый командир подлодки, а просто как случайный «везунчик». Лишь в «нулевые» годы добросовестные исследователи стали писать о Маринеско с учетом сведений из официальной документации (в советское время документы по действиям советского ВМФ в войне были почти полностью засекречены, а в 90-е годы либеральных журналистов больше интересовали «жареные факты», чем изучение «скучных бумаг»). Только тогда стала вырисовываться реальная картина событий и противоречивый характер Маринеско со всеми его достоинствами и недостатками. И проявившаяся благодаря открывшимся документам противоречивость характера этого моряка вполне соответствует тому противоречивому и сложному времени, в котором жил и действовал Александр Иванович Маринеско…
Самая результативная подлодка Советского ВМФ (01). «На войне, как на войне»
Самая результативная подлодка Советского ВМФ (2). «Атака века»
Литература:
Дважды Краснознаменный Балтийский флот. М.: Воениздат, 1990.
Емельянов Л.А. Советские подводные лодки в Великой Отечественной войне. М.: Воениздат, 1981.
Корабли-герои. М., Изд-во ДОСААФ, 1976.
Морозов М. Гибель «Вильгельма Густлоффа». Статья в журнале «Флотомастер» №1.1999
Морозов М.Э. подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне. Балтийский флот. М.: Полигон, 2001.
Морозов М.Э., Кулагин К.Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. М.: Яуза, Эксмо, 2008.
Платонов А.В. Энциклопедия советских подводных лодок 1941-1945. М.: АСТ, 2004.
Чернышев А.А. Героические корабли Великой Отечественной. М.: Яуза, ЭКСМО, 2015.
http://www.sovboat.ru/war/ataka%20veka.php3
https://ru.wikipedia.org/wiki/Генерал_Штойбен_(судно)
https://polkrf.ru/news/1256/kak_podlodka_s_13_raspravilas_s_generalom_shtoybenom
http://www.sovboat.ru/trofei/victory_kbf.php3
http://www.sovboat.ru/means/mens_m.php3#m5
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.