Еще при жизни Анри ле Сиданэ (1862 – 1939) получил прозвище «Метерлинк живописи». Многие его картины действительно могли бы стать иллюстрациями к пьесам знаменитого бельгийца. Но не к тревожным и пугающим «Слепым» или «Там внутри», а к поэтичным фантазиям в духе «Синей птицы», пронизанным легкой грустью и ностальгией.
Что касается живописи, то здесь ле Сиданэ напоминает многих. От немного декоративного импрессионизма в духе позднего Моне до так называемых «интимистов» во главе с Боннаром и Вюйаром, обожавшим писать залитые солнцем изящные натюрморты и интерьеры. От символических картин Редона до пуантилизма Сера и Синьяка. При этом эклектиком его не назовешь. У этого художника своя манера, тонкая и немного таинственная.
Больше всего он любил изображать улочки со светящимися окнами и фонарями, меланхоличные сады и парки, озера и заводи. Особенно вечером, без людей и шума. Его картины именно тихие.
Может быть, поэтому их любил отшельник Марсель Пруст. Эту любовь автор «В поисках утраченного времени» передал и одному из сотен персонажей своей эпопеи – коллекционеру, тратившему на работы ле Сиданэ огромные деньги.
Что ж, они того вполне стоят.