Этот вопрос имеет важнейшее значение, при этом, мы на самом деле почти не задумываемся об этом.
Самое важное в молитве – это необходимость полного сосредоточения на нашем разговоре с Богом. Для этого нас никто и ничего не должно отвлекать. Факторов, которые могут мешать концентрации на молитве, великое множество. Это как чисто физические явления (шум, музыка, разговоры, присутствие других людей или же домашних животных), так и психологические – волнение, стресс, плохое самочувствие.
Сюда нужно отнести и явления духовного плана, когда бывает рой навязчивых мыслей, в более сложных случаях – хульные мысли и внутренне сквернословие. Отличить источник подобных мыслей довольно сложно; здесь могут быть проявления как внутренних психологических проблем человека, так и воздействие бесовских сил, которые, мягко говоря, очень не любят, когда люди молятся.
Наша задача – убрать в меру своих сил все факторы, мешающие молитве. И если с физическими это сделать относительно несложно (убрать источник шума, выключить музыку, уединиться), с психологическими посложнее (но тоже надо постараться успокоиться, принять при необходимости лекарства от плохого самочувствия), с духовными – совсем сложно, но не невозможно.
Вот здесь мы и подходим к сути вопроса. Совсем не произносить слов молитвы нельзя. Молитва без слов – это сердечная молитва, но ею владеют только немногие поистине святые люди, ряд монахов, то есть лица, обладающие большим молитвенным опытом и умеющие или же даже скорее, благодатью Божией освобожденные от внутреннего мятежа мыслей.
Если это попробуем сделать мы, то у нас в лучшем случае получится чтение молитвослова, а в худшем – сумбур в голове. Произносить громко слова молитвы (не имеем в виду, когда это делается на литургии в храме – там это необходимо, чтобы все слышали слова молитв), также нет смысла. Все наше молитвенное сосредоточение уйдет в концентрацию на слова и прислушивание к звуку собственного голоса.
Здесь нужна золотая середина. И заключается она в том, что слова молитвы необходимо произносить тихим, чуть слышным нам же голосом, но при этом, четко и внятно произнося каждое слово, концентрируясь на нем и посвящении, обращении его к Богу.
Это позволяет нам не обращать внимание на внутреннюю мысленную сутолоку и, одновременно, не впасть в самолюбование голосом, не отвлекаться на работу голосового аппарата, не превратить молитву в чтение молитвослова, а сделать ее истинной беседой нашей с Господом.