Произведения из иллюстрированного исследования жизни и творчества художника, подготовленного Розалиндой Ормистон, 2013
Поклонение волхвов
Леонардо получил заказ: написание запрестольного образа, изображающего поклонение волхвов младенцу Иисусу. Заказ был сделан монахами Сан-Донато в Скопето для монастырской церкви, расположенной неподалеку от Флоренции.
Историки много лет спорят об эскизе Леонардо к «Поклонению волхвов». Несколько эскизов общего плана, а также наброски отдельных фигур показывают, что Леонардо всякий раз несколько изменял композицию.
В центре полотна традиционная сцена, как она описана в Евангелии от Матфея (2: 1–12): поклонение волхвов, или мудрецов, Мадонне с младенцем. Волхвы окружают их и преклоняют пред ними колена.
Возможно, Леонардо намеревался выстроить визуальный ряд так, чтобы перенести акцент на встречу трех мировых сил: Азии, Африки и Европы, объединенных рождением Христа и распространением христианства.
Художнику могла быть интересна несколько иная интерпретация традиционной сцены. На заднем плане зритель видит сражение. Символизирует ли оно вытеснение язычества христианством? С уверенностью можно сказать одно: в этой работе Леонардо изучает изображение эмоций на лицах Святого семейства и волхвов, которые определенным образом взаимодействуют с ритмом движения на заднем плане картины.
Подготовительная работа для «Поклонения волхвов» продлилась с марта по сентябрь 1481 года, но осталась незавершенной в связи с отъездом Леонардо в Милан.
Вазари так комментирует эскизы работы: «Он начал писать полотно “Поклонение волхвов”, на котором мы видим множество прекрасных изображений, особенно голов..., и которое так же осталось незавершенным, как и другие его работы».
Леонардо оставил во Флоренции это полотно и картину «Святой Иероним», начатую ранее. Спустя годы, когда монахи перестали надеяться на то, что Леонардо когда-нибудь закончит работу, заказ был передан Филиппино Липпи (1496) (галерея Уффици, Флоренция). Место действия, пейзаж и расположение фигур схожи с эскизами Леонардо.