Звено из трёх самолётов, как основа организации военно-воздушных сил Красной Армии, было наиболее архаическим элементом военной теории в Боевом Уставе истребительной авиации 1940-го года.
Трёхсамолётное звено оказывается скованно при совместном манёвре, неустойчиво в воздушном бою и быстро распадается, не предназначено для взаимного прикрытия командира и его ведомых. Составители Устава это понимали, недостатки звеньев-троек учитываются при описании некоторых тактических приёмов, хотя и без противоречий не обошлось.
Из-за этого дефекта теории, последняя глава Устава, седьмая - "Воздушный бой", первой попала под разбор в первой же части статьи. Звено - это "элементарная единица" боевых порядков истребителей и в воздушном патруле или при перехвате, и в атаках наземных целей, и в масштабных воздушных сражениях с участием всех сил истребительной авиационной дивизии.
Ведь, в конечном итоге, всё разобранное в этой статье, должно будет завершаться воздушным боем с участием троек истребителей, со стороны ВВС Красной Армии.
Поднявшись, в описании боевой работы истребителей, над уровнем звена-одиночного самолёта и перейдя к задачам и методам применения истребителей, Устав не становится идеальным, совсем нет, некоторые его недостатки мы уже видели при разборе "Воздушного боя"...
В этой части нам не удастся обойтись одной главой, соответственно, невозможно будет и выложить весь рассматриваемый материал на скринах, только отдельные разделы.
Эталоном всё также будут сборники "Тактики в боевых примерах" и Инструкция по воздушному бою истребительной авиации 1945-го года.
Прикрытие наземных войск начинается с... воздушной разведки.
Если рассматривать Устав целиком, то вылет самолётов на перехват или в патрулирование отнюдь не будет началом работы, например, по прикрытию войск с воздуха. При нормальной организации боевой работы истребителей, её целью всегда становится господство в воздухе, а первым шагом к этой цели - контроль воздушной обстановки.
На это читателя ориентирует самая первая глава Устава. Чётко поставленная служба связи и оповещения и систематическая тщательная разведка воздушного противника - это основы успеха боевой деятельности авиации. И это первые, в порядке перечисления, "информационные" составляющие успеха.
Помимо работы со службой воздушного наблюдения оповещения и связи (ВНОС) и с наземными войсками, истребители могут вести разведку и своими силами, либо в своих интересах - выявлять базирование и следить за действиями воздушного противника, либо в интересах наземных войск.
Разведка, как способ работы истребителей, при этом, почему то описан как применяемый "в особых случаях". Подробностей о том, как именно реализуется воздушная разведка противника, в особенности скрытное наблюдение за противником в воздухе, Устав читателю не даёт.
Из трёх основных способов боевой работы истребителей, которым посвящены разделы в соответствующей главе*, все три были явно зависимы от получения информации об обстановке в воздухе и характере действий противника, а патрулирование, в своей уставной реализации, предполагало как получение информации с земли, так и контроль воздушной обстановки своими силами.
- глава 5 "Способы боевой работы" - дежурство на аэродроме, засады на земле и патрулирование в воздухе
Почему вылеты истребителей осуществляющих дежурство на аэродроме, на собственном аэродроме, оказываются зависимы от своевременного информирования, наверное, подробно пояснять не требуется. Без сигнала о появлении противника в воздухе, вылета попросту не произойдёт, если сообщение запоздает, то истребители могут не настигнуть, будет ошибочным - не встретить противника в воздухе. "Материальное" условие - это приближение базирования истребителей к обороняемым районам. В случае с работой в прифронтовой зоне - к линии фронта, в системе ПВО - к обороняемым объектам. Базирование от линии фронта - от 25 км до 100-150 км, от охраняемого объекта ПВО - 15-30 км.
Реализация засад на земле предполагает информированность о действиях противника в некоторой перспективе - о его вероятных целях, например. Засады, силами небольшой группы истребителей с техниками и запасами на двое-трое суток дежурства и вылетов, должны создаваться на маршрутах движения противника, на полосах вне аэродромной сети самой части. Площадка под такую засаду располагается ещё ближе к линии фронта, чем "дежурный" аэродром, на расстоянии от 15 до 40 км от линии фронта. Хотя истребители и взлетают вслед за обнаруженным, непосредственно, ими противником, но характер работы и численность "засадной" группы (одно звено истребителей) требует связи с системой ВНОС и с основными силами истребительной части или соединения.
Практически, засадное звено оказывалось в роли разведчиков, если противник был слишком силён для одного их удара, наводя на противника силы своей части.
С точки зрения информационного обеспечения, при патрулировании в воздухе, группы истребителей могут сами распределяться по охраняемому району таким образом, чтобы контролировать воздушное пространство. Информация с земли становится важным подспорьем, но, в целом, патрули не так зависимы от прямого наведения с земли, как они зависимы от согласования действий с наземными войсками и понимания наземных командиров, когда им нужно закрывать воздух "наглухо", а когда придётся смириться с какой-то активностью противника над своею головой.
Потому что для истребителей патрулирование, без получения информации о противнике с земли от ВНОС и наземных войск - задача ограниченная по времени как из-за большого расхода сил, так и по причине привлечения внимания противника к охраняемому району. Чтобы этого избежать, истребители либо выводятся в ложный район, из которого реагируют на угрозы основному, либо охраняют сразу и ложный, и основной районы патрулирования.
Охраняемый район разбивается на участки/квадраты со стороной по 10-12 км, в которых дежурят по два-три патруля по два-три звена истребителей (6-9 машин)* на разных высотах.
- для сравнения масштабов, по нормам проекта Полевого Устава ПУ 39 - актуального на начало Великой Отечественной (формально, действовал временный ПУ 36),
- оборона стрелковой дивизии на нормальном фронте - это 8-12 км по фронту и до 6 км в глубину, вторая полоса обороны стрелкового корпуса (силами ещё одной СД) окажется на глубине до 12 км
- на широком фронте - оборона стрелковой дивизии по этому самому фронту может растягиваться до 18-20 км, а в глубину у даже стрелкового полка до 6 км
- перед началом войны, в районах прикрытия на границе, стрелковые дивизии занимали участки шириной в 30 км, в среднем
С учётом необходимого запаса времени на воздушный бой, которое в Уставе-40 определяется в 15 минут, плюс запас для возвращения на аэродром. При этом, истребитель И-16 последних модификаций, без подвесных баков, не обеспечивал даже одного часа скоростного полёта, у новых типов дела обстояли несколько лучше - наиболее массовые МиГ-3 как раз, примерно, час скоростного полёта и обеспечивали.
Если истребительный полк (63 машины - 16 звеньев, плюс 4 звена командиров эскадрилий и их ведомых, и одно звено управления комполка) не отвлекать на другие задачи, то, формально, он может обеспечить патрулирование одного участка на весь летний световой день в 16-17 часов, держа в воздухе до одной трети самолётов полка. Очень грубо считая, оптимистично* взяв за время в патруле ровно час и держа в патруле по 6 звеньев, на каждого лётчика полка, считая с командиром, придётся по 4-5 вылетов в сутки - на грани возможного, в принципе. Разумеется, допустимо снижать наряд сил, но даже с двумя звеньями в воздухе, большая часть полка сделает по два вылета в сутки. Такое напряжение для живых людей, да и для самолётов, едва ли удастся выдерживать долгое время без последствий - катастроф при посадке из-за ошибок лётчиков, выходов матчасти из строя по износу отдельных деталей и из-за ошибок техников и т.п. - и это без воздействия противника.
- или пессимистично, потому что в реальности применялось и патрулирование на "экономических" скоростях, с 1941-го по середину 1943-го года
А именно на оное воздействие и рассчитан многочисленный патруль с эшелонированием по высоте и нескольким участкам, два звена, патрулирующих самостоятельно каждое, перехватят лишь одиночных разведчиков или корректировщиков, скорее же рискуют сами стать жертвами атаки противника.
Собственно, именно напряжение сил истребителей и делает патрулирование зависимым от верной постановки боевой задачи. Запрос в стиле "вы просто полетайте над нами" может стоить резкого снижения боеспособности истребительного полка, при отсутствии хоть какого-то практического результата.
Самое интересное, что к 5-й главе, вообще, не требуется комментарий с учётом послезнания. Понятно, конечно, что засадная тактика не была прорывной или передовой, но она вполне применялась в ходе Великой Отечественной, на фоне иногда полного отсутствия службы ВНОС и до появления на фронте (массово) радаров, "самообслуживание ВНОС" становилось лучшим решением*.
- сборники "Тактика в боевых примерах" описывают работу из засад как эффективный способ борьбы с разведчиками и корректировщиками в период 1942-1943-го годов
Предписания БУИА-40, по обеспечению охраны воздушного пространства, требуют адаптации командирами к реальным условиям "на поле боя", в особенности в контексте начала Великой Отечественной, когда тактические приёмы противника ещё не были известны, учёта реальных возможностей материально-технических средств (см ниже), но как военная теория - "бери и делай".
Патрулирование и изобретательство.
Мы не случайно так много внимания уделили патрулированию и его трудоёмкости, в рамках описанного в Уставе. Потому что, лишь зная о таких нюансах, можно правильно понять следующие статистические данные, из всё тех же сборников "Тактика в боевых примерах*".
Прикрытие войск было основной задачей фронтовой истребительной авиации ВВС Красной Армии в стратегических операциях начального периода войны*. На прикрытие выполнялось 60-70% всех боевых вылетов истребителей, основным же способом прикрытия было... патрулирование - 90,3% от всех вылетов на прикрытие войск.
- обычно, этот период определяется с 22-го июня 1941-го по 18-е ноября 1942-го, в "Тактике..." точной датировки нет
Самый затратный из способов прикрытия, применяемый, цитата: "для особо важных случаев", стал основным не только из-за приказов командования наземных войск, которое мотивировки Боевого Устава истребительной авиации никак не связывали и не ограничивали в принятии решений, но и по причине плохой организации работы служб воздушного наблюдения оповещения и связи. Собственно, в Уставе и предусматривалось, что патрулирование применяется там, где прочие способы неэффективны, в том числе, из-за слабости ВНОС. Только вот, "особо важных случаев" набиралось с явным избытком.
Если более подробно разбирать тот метод патрулирования, что предлагается в довоенном Уставе, также можно обнаружить ещё кое-что неожиданное. И понять, зачем в заголовок статьи вынесена "кубанская этажерка*" - метод боевой работы разработанный и освоенный советскими лётчиками-истребителями летом 1943-го года. Иногда разработку "кубанской этажерки" приписывают лично Александру Покрышкину.
- и для привлечения внимания тоже
Само название "этажерка" метод получил из-за расположения самолётов патрульных групп на разных высотах - эшелонированию по высоте, на "высоком военном", обычно на трёх ярусах:
При наличии достаточного количества самолетов в зонах дежурства в воздухе назначалось несколько патрулей, эшелонированных по высоте от 500–600 до 4000–5000 м. Так было, например, в боях на Кубани — «кубанская этажерка», о которой главный маршал авиации К. А. Вершинин писал: «Каждая ступенька «этажерки» выполняла свою, строго определенную роль. В том случае, когда неприятельским самолетам и удавалось уйти из-под удара одной ступеньки «этажерки», они тут же попадали под огонь другой. Такой боевой порядок позволял нашим... истребителям успешно вести бой с авиацией противника и надежно прикрывать войска от ее ударов».
А вот как патрулирование предполагалось реализовать в БУИА-40:
Три яруса, на высотах 600-2.000-3.500 метров. Несколько патрулей на каждом участке. Внешнее сходство методов очевидно. Однако, тут нельзя говорить о том, что всё уже было прописано, а потом об этом "вспомнили".
На самом деле, примером "кубанской этажерки" можно даже проиллюстрировать отличия довоенного устава и методов созданных по опыту военных действий. Так, в версии 1940-го года эшелонирование мотивируется поиском противника, именно ради поиска нижняя группа идёт так низко, а не взаимодействием на вертикали. При появлении противника, Устав-40 просто рекомендует патрулям объединяться для совместного боя. Это не значит, что все истребители должны собраться в одну группу на одной высоте, в БУИА-40 есть рекомендации по бою подразделений, где описывается сохранение боевых порядков и выделение звена, для прикрытия сверху.
"Кубанская этажерка" - это, прежде всего, боевой порядок при патрулировании. Она разработана для взаимодействия, взаимного прикрытия истребителей.
Нормальная нижняя граница "кубанской" версии воздушного патруля - 2.000 метров - это высоты на которых действовали бомбардировщики противника, одновременно, высоты на которых было относительно безопасно от огня наиболее массовых, среди войск противника, 20-мм зенитных автоматов.
"Шаги" эшелонов по высотам подбирались исходя из возможностей самолётов, ориентируясь на набор высоты в боевом развороте, чтобы и нижние группы могли поддержать своё прикрытие. Например, 2.500-3.200-4.000 метров - на основе реального воздушного боя 12-го августа 1943-го года ("Тактика в боевых примерах. Авиационный полк.").
Численность групп воздушного патруля в Уставе-40 и в примерах использования эшелонированного построения, по опыту войны, выглядит примерно равной.
Три звена по три самолёта - это, минимум, 9 истребителей, по звену на каждый эшелон высот, каких-то подробностей построения БУИА-40 своему читателю не предлагает, но опираясь на инструкции в главе 4 "Строй и боевые порядки", можно представить, что звенья не должны идти строго друг над другом, имея какое-то распределение на горизонтали, чтобы осматривать весь участок, одновременно, наблюдая друг друга.
Если использовать схему предлагаемую ИВБИА-45 - 6 истребителей составляют ударную группу на высоте около 2.000 метров, 4 истребителя группы прикрытия патрулируют над ними на высоте 3.500 метров - эти две группы движутся по одинаковому замкнутому маршруту в одном направлении, но с таким расчётом, чтобы быть на противоположенных его участках, постоянно наблюдая друг друга. Одна пара истребителей резерва ходит на большой высоте (4.500 метров), по сходному маршруту, но в другом направлении.
Патрульная группа может использовать и более сложные построения, например, с манёвром по высоте (такой метод практиковал, собственно, Покрышкин), для поддержания постоянной высокой скорости.
Хоть Инструкция-45 и предполагает, прежде всего, наступательные действия патруля, когда ударная группа атакует бомбардировщики (одна пара истребителей этой группы может выделяться для прикрытия), а прикрытие уничтожает или связывает боем их истребители сопровождения. Но, "этажерка" работает и при отражении нападения противника на сам патруль, превращая оборонительный бой в наступательный атаками истребителей с разных ярусов.
Глаза и радио.
Хотя мы рассматривали, в первую очередь, теоретический аспект предвоенного Устава, в сравнении с тем, к чему пришли советские лётчики-истребители по опыту войны, в теме о патрулировании нужно упомянуть ещё и о технике.
В данном случае, слабое место Боевого Устава истребительной авиации 1940-го года, да и более поздних методов работы истребителей - это радиосвязь.
Обеспечение постоянной радиосвязи истребителей в воздухе по состоянию на 1940-й или 1941-й годы - это всё ещё не решённый вопрос, даром, что уже начинает внедряться и радионавигация.
Если посмотреть в сборниках "Тактика в боевых примерах", какие боевые порядки патрулей использовались до внедрения "кубанского" метода, то там не будет "уставных" эшелонированных по высоте патрулей из трёхсамолётных звеньев. До 1943-го года, наиболее частым вариантом* в патрулировании был компактный строй всей патрульной группы истребителей, на одной высоте, даже если самолёты были разных типов. Строй удобный для управления только визуальными сигналами - манёвром самолёта.
- разумеется, опытные лётчики, в составе слётанного подразделения, могли и при визуальном управлении реализовать сложное построение, согласовав свои действия ещё на земле, на визуальные сигналы оставив самый минимум информации
И это печальный пример того, как теория обогнала практику. И поскольку практика неактуальной стать не могла, неактуальной стала теория.
Итоги.
Главной проблемой советских лётчиков в первые годы Великой Отечественной была отнюдь не теория применения истребительной авиации. Сам БУИА-40 нельзя назвать полностью современным уставом для авиации, но реальность такова, что и имеющиеся его положения были, на практике, были трудноисполнимы, с технической точки зрения.
От проблем со связью, не только радио, но и проводной, страдала эффективность всех основных способов действий истребителей, зависевших от служб ВНОС, что тоже было шагом к постоянному использованию воздушного патрулирования.
В вопросе же об организации патрулирования, особенно ясно видно, что подчинение ВВС наземным войскам, в общей иерархии Красной Армии, делало положения истребительного Устава из нормативных документов, в информацию из разряда "к сведению".
Специфический собственный недостаток Устава - это размазанность его рекомендаций на главам и разделам. Их, буквально, приходится собирать как головоломку. Насколько это могло осложнять работу самих истребителей сказать сложно, хотя, зная, что ВВС в 1941-м году переживали период роста, в том числе и численности лётного состава, наверное, какой-то негативный эффект от этого был. Наверняка более интересным становился процесс ориентирования на положения устава людей (командования наземных войск, например) не знающих об особенностях работы авиации.
- поддержать канал можно лайком, добрым словом и репостом - кнопка "поделиться" в дзене появилась
- если кому-то понравилось скучное и тягомотное "перемывание буковок" в предвоенных уставах, на канале есть и другие похожие статьи:
- те, кто зашёл в поисках чего-то интересного об авиации Красной Армии, могут полистать подборку: