Бывают такие выставки, пропустив которые еще долго коришь себя за то, что так и не нашел время на их посещение. Знакомое чувство? Потом их — словно специально — еще долго и с упоением обсуждают СМИ, соцсети, друзья и коллеги по работе. Чтобы не оказаться в подобной ситуации вновь, настоятельно рекомендуем вам посетить уникальную выставку, которая сейчас проходит в ГМИИ имени А.С. Пушкина. О том, чего же в ней такого особенного, читайте в нашем новом материале.
Графика — самый чувствительный вид изобразительного искусства
И это не просто игра слов. Все предельно серьезно — к графике (а к ней относят произведения, выполненные в технике рисунка, гравюры, литографии, акварели, гуаши, пастели и пр.) в музеях совершенно особое отношение. Вспомните любое свое посещение крупного музея. Много ли вы видели графики в постоянной экспозиции? Скорее всего, работы такого типа вы могли видеть на тематических выставках (если вообще видели). В постоянной же экспозиции их если и размещают, то на очень короткое время.
Основной «дом» рисунков и акварелей — это запасники музеев, где их не только внимательно изучают сотрудники, но и, что самое важное, обеспечивают правильные условия хранения, позволяющие продлить жизнь работам, чтобы мы могли насладиться их красотой на выставке.
Дело в том, что произведения графики очень чувствительны к уровню влажности и освещению пространства, в которых их хранят. Вот несколько любопытных фактов: если хранить рисунок при достаточно ярком направленном освещении всего 10 часов, то первые изменения шедевра будут заметны уже через 17 дней, при обычном освещении — через 100 дней; если не обеспечить правильный, приглушенный свет, то срок жизни произведения графики может составить всего 20 лет; если не хранить работу, написанную в технике пастели под стеклом, то она испортится за пару дней, так как попадающую на рисунок пыль не сможет удалить даже самый искусный реставратор.
Бумага — основа любого графического произведения — также является чувствительным материалом. При хранении в помещении с повышенной влажностью возникает риск изменения её волокон, а при снижении влажности бумага пересыхает и становится хрупкой.
Отсюда такое особое внимание к выставкам рисунков. Представьте себе, что одномоментно музей показывает более 150 шедевров графики — своих самых нежных и чувствительных «подопечных». Сразу же после окончания выставки произведения вернутся в запасники «на отдых» в более комфортные для себя условия, а нам останется только вспоминать о них (либо смотреть цифровые копии), так как возможности воочию рассмотреть детали той или иной работы в ближайшее время точно не будет.
Увидеть пять веков искусства за час
На выставке, скорее всего, вы проведете намного больше времени. Но даже если у вас есть всего один час — этого вполне достаточно! За это время вам откроются пять веков графического искусства (творчество художников с XV по XX век), которые в одном месте вы едва ли когда-нибудь еще увидите.
Это кажется просто невероятным: посмотреть постоянную экспозицию любого музея, охватывающую такой огромный промежуток времени, за час просто нереально (обычно на это уходит не менее трех-четырех часов) — только если бежать по залам со всех ног, что запрещено, да и просто неразумно. А тут за час — и сразу пять веков!
И дело тут не только в том, что выставка — это сжатая подача информации. Охват такого огромного периода в рамках одного проекта — это возможность посмотреть на историю искусства под новым ракурсом. Согласитесь, когда идешь по постоянной экспозиции музея и пытаешься вникнуть в суть хотя бы отдельных произведений какой-либо эпохи, то зачастую на третьем зале так устаёшь, что понимаешь: охватить (и связать воедино) все за одно посещение просто невозможно, многое упускаешь или не замечаешь (даже если заранее основательно подготовился). На предметной выставке же у вас появляется шанс не только воспринять и рассмотреть произведения какого-либо жанра, но и выстроить в сознании логику его развития.
В качестве примера: часто можно услышать, что истинное искусство закончилось где-то в XVIII веке, а весь этот ваш авангард — это сложно и непонятно. Так вот на выставке от «Дюрера до Матисса» представляется отличный шанс прочувствовать актуальность искусства на каждом этапе его развития: чем ближе к XX веку, тем больше оно откликается на современные тенденции и ценности. Да, в чем-то искусство становится проще, минималистичнее, но при этом информативнее и эмоциональнее, что не может не отозваться в сердце человека XXI века. И на этом контрасте особую ценность приобретают шедевры более отдаленного прошлого (например, XV века) — с его продуманной неторопливостью, детальностью и темами, порой сложными для восприятия сегодня, что делает их еще более притягательными для изучения.
Узнать «внутреннюю кухню художников»
Картина одного из главных художников французского классицизма Жака-Луи Давида «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» хранится в Лувре. Её размер поражает воображение — 3,85 на 5,22 метра. На наших глазах разворачивается драматичный сюжет древнеримской истории: сабинянки, похищенные тремя годами ранее римлянами, прибегают на поле боя, встав между своими мужьями и отцами — между римлянами и сабинянами, пытаясь примерить два враждующих народа.
Перед созданием картины, а такой монументальной — особенно, художник проводит большую подготовительную работу: детально прорабатывает композицию картины, подбирает натурщиков и делает эскизы и наброски. Рисунок является основным методом, который живописцы используют в самом начале работы над своим произведением. Именно благодаря первичным рисункам зритель может узнать, как менялась и развивалась идея художника в процессе создания картины, как мастер прорабатывал детали — и через всё это осознать, какой грандиозный труд был вложен в произведение.
На выставке в ГМИИ представлен один из этюдов фигуры Герсилии — главной героини картины Жака- Луи Давида, позволяющий проследить этапы работы художника над образом красавицы. Легко можно рассмотреть, что для удобства творческого процесса бежевую бумагу живописец расчертил на квадраты черным мелом. В этом эскизе мастер с особой тщательностью прорабатывает выразительную фигуру девушки и драпировки ее платья. Лицу уделено меньше внимания, однако, если сравнить с законченной работой, то становится очевидно, что художник в итоге предпочел придать выражению лица Герсилии куда более спокойное выражение.
И это только один из этюдов девушки (в разных музеях хранятся как минимум ещё три варианта), а фигур на картине изображено десятки — и, обдумывая каждую из них, художник создавал предварительные графические эскизы.
После просмотра таких работ восприятие законченного произведения приобретает совершенно новое звучание. Собственно, благодаря этому нюансу выставка в ГММИ должна быть крайне интересна искушенному зрителю. Часом в ГМИИ он в этот день вряд ли ограничится. Впрочем, об этом мы уже говорили.
Здесь все — Дюрер, Рембрандт, Рубенс, Кандинский, Серебрякова, Матисс, Пикассо и многие другие
Чаще всего выставки посвящены либо одному художнику, направлению в искусстве, периоду в истории, либо представляют собой выборку шедевров какой-либо коллекции. И «звёздных» имен на одной выставке редко бывает много. Экспозиция «От Дюрера до Матисса» полностью нарушает привычную логику, а соответственно — и ожидания от выставки. Здесь вы сможете увидеть несколько десятков звёздных имен русской и европейской школы живописи с XV по ХХ век.
Выбранный вариант экспонирования — объединить на одной выставке авторов по виду графического искусства — позволил показать в нескольких залах Альбрехта Дюрера и Пабло Пикассо, Франсуа Буше и Василия Кандинского, Каспара Давида Фридриха и Александра Дейнека, Зинаиду Серебрякову и Поля Синьяка, Огюста Ренуара и Михаила Врубеля. И это далеко не все художники, чьи произведения вы увидите на выставке. От такого разнообразия может закружиться голова, но здесь начинается самое интересное.
Так как выставка показывает именно основу изобразительного искусства — рисунки — вы узнаете, как каждый из художников добивался своего уникального «спецэффекта», который обеспечил ему память на века. При этом сформулировать эти отличия, рассматривая именно рисунки, даже непрофессионалу будет несколько проще.
Вот несколько примеров. Рисунки итальянских мастеров (Карпаччо, Сольяни, Пармиджанино и др.) обладают эффектом объема не менее, чем станковые картины. Их секрет — выразительная штриховка, благодаря которой рисунок приобретает свойства барельефа. Голландцы-пейзажисты XVII века (их на выставке представлено много: Блумарт, Аверкамп, Гойен и другие) — мастера детальной прорисовки объектов, именно их работы вам захочется рассмотреть максимально близко. Франсуа Буше создавал образы томных обнаженных барышень в технике пастели на коричневой бумаге — отсюда этот будто небрежный эффект размытости изображения, придающий дополнительную чувственность главной героине («Спящая молодая женщина», 1758—1760 годы). В рисунках Ван Гога вы сразу обратите внимание на узнаваемый стиль: плотные, достаточно редкие штрихи, выполненные тушью, аналогичные тем штрихам, которые художник воспроизводил (зачастую — пальцем) масляными красками на своих холстах. В работах Василия Кандинского обязательно заметите, как линия, став независимой от воспроизведения реальных объектов, приобрела характер и стала абсолютно самодостаточным элементом самовыражения.
Профессионал все эти отличия сможет объяснить и на примере картины масляными красками, но куда приятнее разобраться в тонкостях творческих методов художников самостоятельно, ведь именно рисунок представляет собой максимально наглядный и доступный материал.
В 2020 году при поддержке ВТБ в Пушкинском проходит выставка «От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина». Она была смонтирована и готова принять посетителей еще в марте, но из-за пандемии COVID-19 музей вынужден был уйти на карантин. ГМИИ им. А.С. Пушкина вновь открылся для посетителей 10 июля. Выставка продлится до 1 ноября.
Еще больше интересных новостей из мира художественной культуры, театра, оперы, балета и помогаем разобраться в истории искусств читайте на vtbrussia.ru. Переходите на сайт, чтобы узнать много нового!