Ирина Чмырева об искусстве фотографии
Исследователь искусства – профессия не менее творческая, чем профессия художника. В этом уверена эксперт в области фотографии Ирина Чмырева, имя которой часто звучит на выставках в разных странах мира. В интервью Global Women Media она рассказала о тонкостях профессии и поделилась своими принципами воспитания подрастающего поколения фотохудожников и искусствоведов.
Ирина Чмырева уже более 25 лет занимается исследованием фотоискусства. Она является куратором проектов и выставок, автором искусствоведческих материалов, экспертом международного уровня и наставником для подрастающего поколения фотографов. Это человек, который способен заразить любовью к своему делу всех окружающих, – настолько глубоко и интересно она рассуждает о сути искусства фотографии.
– Ирина Юрьевна, почему из всех видов искусства Вы выбрали именно фотографию?
– Фотография окружала меня с самого детства. Так случилось, что оба моих дедушки – фотографы. Один из них был профессионалом, а второй – любителем. Я росла с дедушкой-фотолюбителем, окруженная фотографиями, мне разрешали снимать его камерой, и я помогала с проявкой пленок и карточек, потом сушила отпечатки, накатывая на стекла...
Я была творческим ребенком. Рисовала, лепила из глины, мне было интересно всё, что связано с изобразительным искусством. Когда пришло время определяться с профессией, моя мудрая мама предложила мне выбор: идти по стезе художника или исследователя. Я сама выбрала второй путь, полагаю, почувствовала, что для первого у меня недостаточно «запала». Однако уже в годы учебы я с радостью поняла, что исследование искусства – это работа творческая.
Мне посчастливилось попасть на кафедру истории и теории изобразительного искусства в Московском академическом художественном институте им. В.И. Сурикова, когда там преподавали великие искусствоведы отечественной школы второй половины XX века. Они учили мыслить самостоятельно, а любовь к профессии…она рождалась в нас, студентах, когда мы видели пример их служения делу. В тот момент я была увлечена историей первобытного, народного искусства, историей русской иконы. Мне хотелось заниматься тем, что является основой основ искусства, его корневой системой.
Позже огромное впечатление на меня произвело современное искусство. Это было начало 1990-х годов. До этого о творчестве художников современного искусства в нашей стране практически не писали. Чем хорошо современное искусство? Разнообразием форм и источников, которые его питают, многоголосием. Мое детство пришлось на период, когда в официальной истории искусства всё обрезали до единообразия. А потом, будучи молодым человеком, ты оглядываешься на работы своих ровесников, а вокруг тебя – космос самых разных направлений и стилей!
В те годы я уехала учиться в Европу. И там, сидя в библиотеках и гуляя по музеям, я осознала, что именно фотография позволила развиться современному искусству. С одной стороны, она освободила художников от буквального изображения видимого мира (это становится делом техники), а с другой стороны, у художников появляются новые возможности развивать творчество в сторону самопознания, и даже здесь фотография может оказаться подспорьем.
Так определилось мое направление в профессии, получается, что я к нему шла с детства, а потом попала в правильную школу в нужное время. Сегодня я организую выставки в разных странах мира, пишу искусствоведческие материалы, консультирую авторов, сотрудничаю с издательствами в работе над книгами о фотографии и фотографах, веду фотографический фестиваль.
– Какие проекты являются для Вас сегодня наиболее значимыми?
– В начале 2020 г. у меня были совершенно четкие планы. Я точно знала, сколько выставок курирую, в каких странах, подписала контракты и составила расписание поездок. Однако пандемия внесла свои коррективы. Одна из выставок в реальном выставочном зале открылась 12 марта. После нее я реализовывала проекты только в режиме онлайн.
Одна из таких виртуальных выставок называется «Борис и Ольга Игнатович. Два лица войны». Это проект о выдающихся советских фотографах – брате и сестре. Они работали в 1920-е и 1930-е годы, прошли всю войну в качестве фотокорреспондентов, а затем продолжили работать в послевоенное время. Однако во многих источниках упоминается только имя Бориса Игнатовича, считающегося одним из классиков советской авангардной фотографии. Про его младшую сестру Ольгу информации практически нет. Между тем она была самостоятельным, интересным и талантливым фотографом. Музей Москвы пригласил меня поработать с архивом негативов обоих авторов, который хранится у них. И я рада, что музей поддержал идею показать их творчество именно в тандеме.
Этот проект важен для меня и как исследование истории фотографии, и, признаюсь, я вижу его актуальность в современном мире.
На протяжении многих лет было принято говорить в основном о вкладе в искусство именно мужчин, об их участии в политических, социальных событиях мирового масштаба. Сегодня ситуация меняется, мы видим, что историю творили мужчины и женщины, всё больше женских имен возвращается на ее страницы. И мне хочется внести и свой вклад в восстановление такого баланса.
Второй важный для меня проект года – это работа с документальным архивом фотографий, сделанных Дмитрием Вышемирским в 1980-е годы. Этот фотограф первым прошел по маршрутам ГУЛАГа, по лагерям, которые в тот момент уже были закрыты, но физически еще существовали на Севере и Дальнем Востоке нашей страны.
С коллегами мы готовим издание фотографий Вышемирского в виде книги. Это не столько художественный проект (хотя эти фотографии очень красивые) – это проект сохранения истории, памяти нашего народа, а ведь это одна из основных функций фотографии.
Фотографии Дмитрия Вышемирского – яркий пример существования качественного, умного современного искусства в советское время. Когда я в середине 1990-х годов вернулась домой из Европы, я услышала от коллег мнение, что в СССР совершенно не было талантливых фотохудожников, потому что вся фотография находилась под контролем государства. Однако это совсем не так, и сегодня важно об этом говорить.
Занятие историей фотографии подобно археологии. Мы восстанавливаем слои, чтобы понять, как искусство было устроено раньше, чем фотография и сам процесс творчества прошлого отличались от современных.
Моя работа отчасти заключается в том, чтобы развеивать мифы и стереотипы в отношении искусства фотографии, которые существуют в обществе.
– Ирина Юрьевна, Вы ведете исследовательскую и кураторскую работу. Однако Ваша деятельность этим не ограничивается: у Вас хватает сил и энергии еще и на то, чтобы преподавать для студентов. Почему для Вас важно быть наставником?
– Преподавание – это удивительный процесс обмена энергией. Многие идеи я обсуждаю со студентами, делюсь с ними своими знаниями и опытом. И они отвечают мне взаимным интересом и активностью.
В «золотую эру» голливудского кино существовали специальные фокус-группы. Они состояли из небольшого числа зрителей, на которых проверяли, хорошо ли смонтирован фильм, всё ли понятно аудитории, какое воздействие кинокартина оказывает на публику. Для меня отчасти преподавание является подобной площадкой для взаимовыгодного сотрудничества.
Работа со студентами – это отличная возможность проверить свои идеи на жизнеспособность. Молодые люди помогают посмотреть на многие вещи под новыми ракурсами.
Хочу рассказать одну историю на тему наставничества, которая оказала на меня большое влияние. Когда я была еще совсем молодым специалистом, мне посчастливилось взять интервью у сооснователя крупнейшего в мире международного фестиваля FotoFest, проходящего в Хьюстоне. Фредерик Болдуин и его супруга – это люди, которые в прошлом были известными фотографами, фоторепортерами, удостоенными множества наград. На момент интервью Фредерику было уже глубоко за 70 лет. И я спросила, почему для него, выдающегося автора, важно заниматься организацией подобных мероприятий. Он сказал, что, когда ему было 24 года, знаменитый американский фотограф, куратор, директор отдела фотографии Музея современного искусства в Нью-Йорке Эдвард Стайхен (в мире фотографии это абсолютно легендарная фигура, мы изучаем его работы со студентами и по истории фотографии, и по истории выставочной деятельности) посмотрел портфолио Фреда и выбрал несколько фотографий для коллекции. Через год в музее состоялась персональная выставка молодого автора. И это послужило толчком для всей дальнейшей карьеры Фредерика.
«Мы в ответе за то пространство, в котором живем. Это экологично – воспитывать подрастающее поколение, помогая ему встать на верный путь», – сказал мне тогда Фредерик Болдуин. И это стало для меня одним из главных уроков в моей жизни.
Сегодня мы должны научить подрастающее поколение тому, что поможет им жить счастливо и продуктивно, направляя силы на созидание. Наша задача – поделиться с молодыми людьми своими знаниями и напомнить о важности преемственности. В искусстве без этого никуда.
Дело не в том, сколько фотографий и с какой скоростью смогут создавать фотографы будущего. Развитие заключается не в этом, а в углублении в суть вещей. И добиться этого возможно, только бережно передавая знания и опыт из поколения в поколение.
– Чему помимо профессиональных навыков Вы учите своих студентов?
– Фотография – это своеобразный визуальный язык, который можно сравнить с иностранным и в то же время универсальным языком. Освоив его азы, молодые специалисты могут делиться своими мыслями, эмоциями и идеями с миром с помощью творчества.
Я преподаю на факультете фотографии Института гуманитарного образования и информационных технологий, где мы не только учим студентов основным профессиональным навыкам, но и даем мощную гуманитарную базу. Ребята изучают историю кино, искусства, литературы. Это позволяет им развиваться как личностям.
В фотографии ключевую роль играет личность ее автора.
Как бы ни были сейчас развиты технологии, как бы ни было удобно делать снимки в автоматическом режиме, фотографию по-прежнему создает именно человек. Многое зависит от внутренней наполненности автора, его образованности, уровня творческого и аналитического мышления. Чем более развитой, зрелой личностью является фотограф, тем более интересными становятся его работы для аудитории.
И, конечно же, для меня важно быть примером для моих студентов. Наставничество – это большая ответственность и большой труд, но результат того стоит.
– Что Вы думаете о современной молодежи?
– Мне очень интересно всё то, что делают молодые авторы. И я верю, что они создают правильные вещи, даже если сначала их работы мне могут казаться непонятными.
Я вхожу в состав жюри и являюсь почетным гостем фестиваля «Молодые фотографы России» Союза фотохудожников России, веду программу Международного фестиваля фотографии PhotoVisa, работаю со студентами, поэтому могу с уверенностью сказать, что среди подрастающего поколения есть много талантливых авторов и, возможно, даже будущих звездных фотохудожников.
Однако талант – это, конечно, не гарантия, что им будет легко в профессии. Любое творчество – это сложнейшая работа, постоянный поиск, который порой длится многие годы и связан с чувством неудовлетворенности и сомнениями.
Что касается моих студентов, то все они приезжают в Москву из разных регионов России, соответственно у них разный уровень знаний и начальной подготовки. Но за годы учебы они начинают говорить между собой и с нами, педагогами, на одном языке. Более того, мы регулярно организуем для них мастер-классы, приглашая в качестве спикеров в том числе и иностранных коллег.
Это очень важное достижение – научить подрастающее поколение специалистов выстраивать коммуникацию не только со сверстниками, коллегами, но и с людьми разных возрастов, профессий и культур.
– Есть известное выражение о том, что красота способна спасти мир. Искусство фотографии, как и все виды искусства, в первую очередь способствует сохранению и распространению красоты. Как, на Ваш взгляд, студенты-фотографы могут своей деятельностью повлиять на мир в будущем?
– Мы часто вспоминаем эту фразу из романа Фёдора Достоевского, забывая о том, что у нее есть и вторая часть: мир спасет красота, а безобразность погубит его. Так вот, мне кажется, что фотографы, поскольку они работают с видимой реальностью, способны более чутко замечать границу между добром и злом, прекрасным и безобразным.
Красота – это не внешнее, поверхностное. Для того чтобы передать в своей работе прекрасное, художнику необходимо видеть не только внешнюю, но и внутреннюю гармонию, проникнуть в суть явления.
Фотография воздействует на сознание, эмоции, чувства человека, заставляет зрителя задуматься. Снимок, сделанный на войне, может быть завораживающе красив, и всё равно он будет страшен по своей сути, но он, дай Бог, остановит кого-то от проявления агрессии, заставит одуматься. Работы, затрагивающие острые социальные темы, могут обратить внимание общества на существующие проблемы.
Мне хочется думать, что подрастающие фотографы создают не просто внешне красивые, но и наполненные смыслом работы. Фотография – это язык, с помощью которого можно обратиться к людям разных возрастов, профессий, принадлежащим к разным культурам, исповедующим разную веру. А значит, это инструмент, с помощью которого, пожалуй, можно изменить мир.
Виктория Ежова, информационное агентство
«Global Women Media»