Были когда-то времена когда женщины среднего и более высшего социальных классов не выходили из дома без шляпок. Шляпки не только прикрывали головы своих владелиц от воздействия солнечных лучей и нежеланного внимания посторонних, но и показывали статус женщин, а также отражали и меняли представления о моде и времени.
Совершить путешествие во времени и увидеть шедевры мастерства миллинэри (от millinery (англ.) - изготовление головных уборов) принесших изменения в общество в 1920-х годах мне повезло в местном музее.
Сто лет назад в европейских и американских кругах были модны шляпки-клош (от французского "cloche" - "колокольчик"). Изобретение модели шляпки- клош принадлежит француженке-миллинэрше ( не путать с "миллионершей" :) Кэролайн Рибо. Свою первую модель шляпки-клош мадам Рибо представила в 1908 году.
Шляпки действительно напоминали по своей форме колокольчик и их главное отличие от всех других моделей шляпок было в том, что они подгонялись по форме головы заказчицы. Изготавливали их из фетра на деревянных болванках и украшали абстрактными и плоскими элементами декора: искусственными цветами, лентами, узкими перьями и пр. (Для сравнения - до этого женские широкополые шляпы украшались объемными цветами и листьями, широкими перьями и лентами).
Популярными шляпки-клош стали почти на 15 лет позже своей премьеры в 1908 по той причине, что в 1920 годы, сразу после первой мировой войны, стал популярным новый женский образ - андрогинный. Девушки и женщины двадцатых годов прошлого столетия старались выглядеть как мальчики - студенты колледжей: не только все выпуклости и округлости были сглажены с помощью одежды, но и длинные локоны, прежде укладываемые с большим старанием в сложные прически, были коротко срезаны (стрижка -каре) и спрятаны под шляпки-клош, плотно облегающие голову. На смену стрижке-каре пришла стрижка-боб, которая еще более повторяла форму головы, а после этой стрижки в моду вошла мальчуковая стрижка Итон - по названию знаменитого английского мужского колледжа ( в наше время эта стрижка называется "пикси"). Девушек можно было отличить от мальчиков только по накрашенным губам и подведенным бровям. Дамы стали курить и носить с собой фляжки с горячительными напитками.
В отличии от модных широкополых шляп начала 20 века, шляпки-клош имели очень узкие поля (или не имели их вообще) и надвигались на лоб так, чтобы из под узких полей едва были видны глаза женщины. Шляпки затрудняли видимость, поэтому женщинам приходилось приподнимать подбородок, а глаза прикрывать, что придавало дамам вид самоуверенный и даже независимый (вместо кроткого и милого).
Интересная деталь: пышные дамские шляпки в начале прошлого века закреплялись на волосах прекрасных женских головок острыми прямыми булавками различной длины и цены (некоторые из таких булавок изготавливались из драгоценных металлов и камней).
Плотно-подогнанные шляпки-клош избавили женщин от необходимости пользоваться такими булавками (или заменить их на более короткие и декоративные) (см.фото внизу). Таким образом изменение фасона шляпки отвело "булавочную угрозу": по мнению американских газет того времени женщины носили опасное оружие в волосах. В 1925 году сенатор Джозеф Бахорски из Детройта, штат Мичиган, США даже представил законопроект в котором шляпные булавки длиннее 10 инчей (примерно 25.4 см) приравнивались к скрытому оружию.
К началу 1920-х годов производство шляпок-клош было поставлено на поток и покупатели, привлеченные более низкими ценами в универмагах, перестали заказывать головные уборы у частных мастеров-миллинэри. Мастерские индивидуального пошива стали закрываться и некоторые секреты шляпного мастерства были утеряны.
После своего триумфа 100 лет назад, шляпки-клош возвращались в большую моду в 1960-х годах, а последний раз они были замечены на подиумах в 2007 году. Но ни в 60-е годы прошлого века, ни в нулевые годы этого, они не меняли облик женщины и окружающий мир так, как в 20-е годы двадцатого столетия.
Какие еще элементы дамского туалета могли так повлиять на общество?
Как вы думаете?