Прежде, чем приступать к рассмотрению семи печатей необходимо отметить, что печати не являются содержанием свитка. Свиток не развернется и его содержимое не станет ясно, пока не будет снята последняя печать. Поскольку никто во всей вселенной не мог открыть книгу, кроме Христа, совершившего искупление, содержание свитка имеет отношение к будущему восставшей планеты. Печати же представляют собой события происходящие до пришествия.
СНЯТИЕ ПЕРВОЙ ПЕЧАТИ
«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить» (Откр.6:1,2).
Первые четыре печати объединены общей темой — кони и всадники. Легко увидеть параллель между первыми четырьмя печатями и первыми четырьмя церквами. Печати — это последствия отвержения вестей Христа церквам. Образы коней отсылают нас в книгу пророка Захарии:
«И опять поднял я глаза мои и вижу: вот, четыре колесницы выходят из ущелья между двумя горами; и горы те были горы медные. В первой колеснице кони рыжие, а во второй колеснице кони вороные; в третьей колеснице кони белые, а в четвертой колеснице кони пегие, сильные. И, начав речь, я сказал Ангелу, говорившему со мною: что это, господин мой? И отвечал Ангел и сказал мне: это выходят четыре духа небесных, которые предстоят пред Господом всей земли. Вороные кони там выходят к стране северной и белые идут за ними, а пегие идут к стране полуденной. И сильные вышли и стремились идти, чтобы пройти землю; и он сказал: идите, пройдите землю,- и они прошли землю. Тогда позвал он меня и сказал мне так: смотри, вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной» (Зах.6:1-8).
Конь — это образ духа. Четыре коня в четырех печатях — это дух времени, или четыре периода времени. Кроме того, в Откр.19:11-16 всадником на белом коне представлен сам Христос. Всадник на белом коне — это время пришествие Христа. Евангелие, по словам апостола Павла, было проповедано всему творению под небом (Кол.1:23). Таким образом, первая печать — это Первое пришествие Христа и первый победоносный период жизни Церкви.
Кроме того, первые четыре печати объявляют каждый из четырех херувимов по очереди. В четвертой главе они были перечислены в четком порядке, в таком же порядке они участвуют в оглашении печатей. То есть, первую печать оглашает херувим похожий на льва. А это соответствует Евангелию от Матфея, Евангелию для иудеев. В первом веке Церковь большей частью состояла из иудеев. Это делало Евангелие от Матфея особо актуальным в данный период времени. Здесь мы вплотную подходим к такому понятию как «истина для настоящего времени». И хотя данная формулировка не встречается в Писании, это не говорит о том, что в нем отсутствует сама идея (1Тим.2:6).
СНЯТИЕ ВТОРОЙ ПЕЧАТИ
«И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» (Откр.6:3,4).
Уже в первый, победоносный, период жизни Церкви начались проблемы. Евангелие было провозглашено. Былое рвение угасло. Господь вынужден был допустить гонения для очищения Церкви. Сатане было позволено губить и уничтожать. На сатану в данном отрывке указывает цвет коня — рыжий (буквально с греческого «огненный» - то же слово, каким описан дракон в Откр.12:3). Любовь к насилию — это сатанинское качество.
Вторую печать оглашает херувим похожий на тельца. Это указывает на Евангелие от Луки. Оно приобретает особую ценность в данный период, поскольку верующие в это время теряли все, в том числе и жизнь, становясь жертвой. Кровь мучеников становилась семенем. Все это делало Евангелие от Луки, описывающего сознательный путь Христа в Иерусалим для принесения Себя в жертву, особенно близким для верующих того времени.
Второй печати соответствует вторая Церковь — Смирна.
СНЯТИЕ ТРЕТЬЕЙ ПЕЧАТИ
«И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай» (Откр.6:5,6).
Период жестоких преследований сменяется эпохой мрака. Не просто так цвет коня — черный. Этот период времени историки характеризуют как «темные века». Война принесла голод. Но не голод хлеба, а голод Слова Божьего (Ам.8:11-13). Без его сдерживающей силы люди опустились очень низко. Свет Слова Божьего угас и люди погрузились во тьму. Но Дух Божий продолжал действовать и в это мрачное время.
Третью печать оглашает третий херувим, похожий на человека. Это указывает нам на Евангелие от Марка, Евангелие с человеческим лицом. Люди в этот период остро нуждались в том, чтобы увидеть пример человечности, явленный во Христе. Люди нуждались в том, чтобы увидеть и понять, что значит быть человеком. Кроме того, необходимо было противостать ересям, проникшим в Церковь. Третьей печати соответствует третья церковь — Пергам.
СНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ПЕЧАТИ
«И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр.6:7,8).
В снятии четвертой печати мы приходим к апогею. Христа, победившего смерть, сменяет эта самая смерть. Если предыдущие печати можно было рассматривать как отдельные суды завета (Лев.26:21-26, Иез.14:21), то всадник на бледном коне получает власть использовать все четыре казни. Очень интересный образ мы находим здесь. Побежденный Христом враг (смерть) получает власть над четвертой частью земли, чтобы создавать видимость того, что он действует от имени Бога. Слово «меч», используемое Иоанном в данном случае — это не слово «махайра», которое может, в зависимости от контекста переводиться как «меч», или как «Слово Божье». Иоанн использует здесь слово «ромфайя» – оружие имевшее клинок длиной около метра и рукоять длиной около восьмидесяти сантиметров. Ничего мощнее представить было нельзя. Именно это слово Иоанн использует, когда описывает Христа в первой и второй главах. Слово «ромфайя» встречается в Писании всего 7 раз и каждый раз означает «Слово Божье». Смерть в четвертой печати занимает место Бога и осуществляет суды завета, прикрываясь Словом Божьим. Образ предельно ясен. Вряд ли что-то могло лучше охарактеризовать деятельность католической церкви на протяжении более чем тысячи лет.
Четвертую печать оглашает херувим, похожий на орла. Это, вне всяких сомнений, указывает на Евангелие от Иоанна. Евангелие от Иоанна — это Евангелие божественной природы Христа. Сын Божий был явно ущемлен в Своем авторитете в этот период времени, поскольку папство присвоило себе Его привилегии. Христос и Его божественность затушевываются в этот период времени учениями о заступничестве святых и девы Марии в частности, исповедью перед священником и прочим бредом католической церкви, не основанным на Писании. В послании Фиатире Господь также подчеркивает Свою божественность.
СНЯТИЕ ПЯТОЙ ПЕЧАТИ
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр.6:9-11).
В снятии пятой печати мы приходим к периоду времени, когда необходимо воздавать по заслугам тем, кто выполнил Божий суд над Его народом, как это было в случае с Ассирией и Иудеей (Ис.10:5-12). Пятая печать — это начало суда над мертвыми. Им даются белые одежды праведности, а сделать это можно было только на суде. Таким образом, мы имеем в пятой печати точную дату — начало суда (1844 год).
Важно отметить еще два момента. Во-первых, «живущие на земле», которых мы уже встречали, противопоставлены здесь мученикам. И не просто противопоставлены, но несут ответственность за их гибель. Здесь мы находим еще одно подтверждение того, что «живущие на земле» - не представляют собой всю совокупность обитателей Земли, но являются некой узкой группой людей. «Живущие на земле» - это рабочий термин книги Откровение, а потому не должен пониматься буквально.
Во-вторых, здесь говорится о том, что после начала суда (после 1844 года) будут мученики. Мученики здесь делятся на 2 группы: 1) сотрудники (греческое «сюндулой» – буквально «со-рабы») и 2) братья. Это будет иметь значение в дальнейшем. Писание вполне конкретно — в последнее время, после начала суда, будут мученики. Произойдет же это, когда «сотрудники их и братья их» придут к «полноте». Слово «число» отсутствует в греческом тексте. «Полнота», о которой говорится здесь — это то же самое слово, которое Иоанн использовал для передачи вести Христа вестнику Сардиса (см. выше). Народ Божий должен прийти к полноте прежде, чем вновь прольется кровь мучеников. Об этом же говорит и апостол Павел (1Кор.13:3). Таким образом, пятая печать объединяет две церкви — Сардис и Филадельфию.
СНЯТИЕ ШЕСТОЙ ПЕЧАТИ
«И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои. И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:12-17).
В шестой печати мы приходим к проблеме, которую пусть не совсем, но все же начинали понимать пионеры адвентизма. Проблема эта связана с их истолкованием знамений времени. Адвентисты учили тому, что и Лиссабонское землетрясение (1755 года), и мрачный день над территорией США (1780 год), и звездопад (1833 год) были осуществлением этого пророчества. Проблема состоит в том, как могли эти события быть исполнением данного пророчества, если оно имеет место после начала суда (1844 год)?! Снятие печатей происходит последовательно, значит одни события не начнутся, пока не завершатся другие. Это означает, что знамения времени должны произойти после 1844 года. Похоже, что мы еще станем очевидцами удивительных явлений…
По сути своей, шестая печать — это окончание суда, или суды Божьи перед пришествием. Важно понимать, что шестая печать — это не Второе пришествие, а то, что происходит после окончания суда, но перед Вторым пришествием. Шестая печать — это день Божьего гнева. Иоанн оставляет нас с вопросом: «Кто может устоять?» Ответом на этот вопрос будет служить седьмая глава, но об этом после…
СНЯТИЕ СЕДЬМОЙ ПЕЧАТИ
«И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» (Откр.8:1).
Снятие седьмой печати практически не расписано. Мы имеем лишь краткое упоминание о том, что на небе сделалось безмолвие. От чего? Вероятно от того, что все пошли со Христом на Землю. Седьмая печать, также как и седьмая труба, будет подробно описана Иоанном во второй половине книги. Книга Откровение, как уже говорилось, представляет собой семь видений, каждое из которых начинается вводной сценой в небесном святилище. Схематично это выглядит так:
- Послания и обещания семи церквам.
- Снятие семи печатей.
- Семь труб.
- Великая борьба.
- Семь чаш гнева (седьмая труба).
- Снятие седьмой печати.
- Исполнение обещаний, данных семи церквам.
Вторая половина книги полностью посвящена событиям последних дней. Это объясняет тот факт, что Иоанн не расписывает седьмую печать и седьмую трубу — он сделает это дальше и очень подробно.