30 лет назад, в октябре 1990, вышел 13-й студийный альбом Deep Purple, "Slaves and Masters".
Альбом считается вторым из "двух спорных альбомов Deep Purple". В этой статье описаны предыстория и история создания альбома и его художественные особенности, определяющие его "спорность", тур в его поддержку и последующие события.
Обзор первого "спорного альбома", "Come Taste the Band" (1975), сделан здесь.
Предыстория этой записи начинается осенью 1988.
29 сентября был сыгран последний концерт "Nobody`s Perfect Tour" - последнего отрезка мирового турне в поддержку альбома "The House of Blue Light" (1987), который продолжался с января 1987.
Можно сказать, что с этим альбомом и туром ситуация была прямо противоположная, чем с альбомом "Perfect Strangers" (1984), и туром в его поддержку.
Альбом был принят и публикой, и критикой очень неоднозначно, а гастроли проходили очень неровно: вокальные кондиции Гиллана были нестабильными, их отношения с Блэкмором испортились окончательно (известен случай, когда Гиллану была запущена в лицо тарелка со спагетти, высмеянная, стати, в клипе "Johnny’s Band" в 2017), и они не общались. "Человек в черном" гастролями был в основном не доволен, и даже где-то, дразня публику, не выходил на бис. Да и сами концерты большим успехом не пользовались - многие концерты, особенно в США, были отменены из-за плохой реализации билетов.
После этого тура Deep Purple больше никогда не исполняли песен с альбома "The House of Blue Light".
Какое-то время после окончания гастролей ходили слухи, что Блэкмор собирается реформировать Rainbow, а Лорд записывать сольную пластинку.
В ноябре группа собралась в Стоу (Вермонт, США), где начались репетиции для работы над новым альбомом (до этого здесь были записаны "Perfect Strsngers" и "Bent out of Shape" Rainbow, а также проходил финальный этап работы над "The House of Blue Light").
Йен Гиллан: "Все указывало на то, что ситуация в группе не изменилась к лучшему. Джон и Йен (Пейс - прим. РОКЛЯ) были попросту отодвинуты от создания новых композиций - а ведь Джон исключительно талантливый парень!
В один из дней я пришел на репетицию - там были Йен, Джон и Роджер, играющие какую-то невероятную блюзовую вещь с необычным размером 7/4. Чувствовалось - Пейс просто погружен в нее, Лорд тоже играл фантастично, и можно было ожидать, что из этого получится что-то необыкновенное. Я начал тоже что-то напевать - это всегда было хорошим знаком.
И вдруг зашел Ритчи. Не говоря ни слова, он подошел к усилителю и начал играть свои риффы - и делал это до тех пор, пока наша композиция не развалилась. Я сказал ему: ну что же ты делаешь?! Ведь это была классная вещь! А Ритчи хотелось играть по-другому, и остальные безропотно присоединились к нему. А я, вне себя от возмущения, вернулся в отель.
Группа постепенно становилась коллективом, аккомпанирующим Ритчи Блэкмору".
Кстати, тем, кто грустно вздохнул оттого, что не может услышать эту "невероятную вещь", вздыхать не стоит: щепетильный Гловер сохранил репетиционные записи, и спустя 9 лет структура этой композиции была использована при записи песни "Jack Ruby".
По моему мнению, ничего особенного в ней нет - это посредственная вещь с посредственного альбома.
Тогда же, зимой 1988/89, чтобы разрядить обстановку, решили попросить Гиллана не приходить на репетиции. Он улетел в Англию, чтобы подготовить свои сольные гастроли, а ему туда почтой отправляли инструментальные демо, чтобы он мог спокойно поработать над текстами и напеть слова. Однако, Гиллан только возвращал их обратно, объясняя, что материал "очень сырой" и не вдохновляет его на сочинительство.
В январе 1989 Deep Purple заключили новый контракт с "BMG Music" на выпуск нового альбома в 1990.
Также, планировалось выступление группы 12 февраля в Москве, на благотворительном фестивале в поддержку пострадавших от землетрясения в Армении. Но фестиваль не состоялся, и Deep Purple никогда не приезжали в классическом составе на территорию СНГ.
Закончив сольные гастроли, в апреле Йен Гиллан "в компании с просто невменяемым Оззи Осборном" вернулся в США, чтобы продолжить работу над альбомом.
Джон Лорд: "Думаю, Йену не нравилось то, что мы делаем. В то время он ничего не писал, часто не приходил на репетиции".
Вдобавок ко всему, обострилась тяга Йена к спиртному, что стало причиной целого ряда неприятных споров и инцидентов.
В мае Гиллан снова отправился на сольные гастроли по британским клубам, а в это время остальные участники приняли решение его уволить.
Йен Гиллан: "Между прочим, меня ведь просто выгнали из группы. Позвонили моему менеджеру и сказали, что в связи с расхождением во взглядах на музыку... Ну, словом, обычное дело. Я был, конечно, очень расстроен".
Роджер Гловер: "Гиллан очень сильная личность и не выносит, когда дела идут не так, как он того хочет. Он мог работать со мной, ибо был готов идти на компромисс, но с остальными членами Deep Purple, а в основном с Ритчи, ему всегда работалось тяжело.
Это был конфликт сильных личностей, и его нужно было прекратить. Мы решили, что Йен должен уйти. И неправда, что это Ритчи выгнал Гиллана, потому что сие болезненное решение было принято всеми, руководствуясь только одним - интересами группы".
Так прекратил свое существование MkII.2.
Ритчи Блэкмор сразу предложил на вакантное место вокалиста кандидатуру Джо Линн Тернера.
Краткий обзор творческого пути этого замечательного певца сделан здесь.
Первые пробы Джо в группе прошли хорошо, но остальная троица (Лорд - Гловер - Пэйс) решила пока не торопиться и рассмотреть другие варианты.
Джон Лорд: "Парень, которого мы с самого начала хотели взять взамен Гиллана, был Джимми Джеймсон - вокалист группы Survior. Он был большим поклонником Deep Purple и очень хотел получить работу. Но он ужасно боялся реакции своего менеджера, американца итальянского происхождения, который был связан с мафией".
Зная вокальные кондиции Джеймсона, его нетрудно было бы представить в Deep Purple.
Так как сразу вопрос с вокалистом решить не удалось, решили прослушать пленки с записями, которые присылали другие кандидаты по объявлению в газете.
Роджер Гловер: "Тем временем мы все еще не могли решить, кто был бы вокалистом группы. Мы просто тонули в океанах пленок с записями кандидатов, только все это нам не подходило. Почти 100% претендентов неудачно пытались скопировать манеру и голос Роберта Планта, а нам нужно было совсем другое".
1989 был на исходе, и времени до выпуска нового альбома по контракту оставалось все меньше. Журналисты и поклонники тоже терялись в догадках, кто же станет певцом в Deep Purple, и тогда Блэкмор предложил вернуться к кандидатуре Тернера.
Роджер Гловер: "Мы репетировали в гольф-клубе. Мы удобно расположились в баре и установили всю нашу аппаратуру, что, конечно, было очень практично (так мы могли после каждой песни немного выпить).
Вошел Джо и сказал: "Привет!". Первое, что мы сыграли, было "Hey, Joe". Группа звучала просто сногсшибательно. Мы вдруг почувствовали, что у Purple опять появился руль. Голос Джо созрел, и он теперь гораздо лучше владел им.
Если в прошлом его и можно было в чем-то упрекнуть, так это в том, что он еще не нашел собственный стиль, он подражал своим любимым певцам. Но время, проведенное у Мальмстина, и его собственные вещи дали ему возможность созреть, он нашел свою манеру исполнения.
Потом у нас было собрание, мы сели у камина, и настала моя очередь высказаться. В конце концов, ведь это я первоначально был против Джо. Я сказал: итак, теперь я должен признаться, Джо меня сразил. В этот момент я решил: мнение критиков меня не должно интересовать. Нужно просто слушать музыку, а благодаря Джо эта группа опять начинает ее создавать".
Тернера приняли в Deep Purple, выдали аванс в 500 тысяч долларов и пообещали не требовать от него копировать манеру пения Гиллана.
Джо Линн Тернер: "Йен Гиллан - прекрасный, а может быть и самый лучший вокалист. В молодые годы, слушая пластинки Deep Purple, я восхищался его голосом и многому у него научился. Но это не означает, что я должен идти по его стопам".
27 марта 1990 на пресс-конференции в Монте-Карло (Монако) Джо был представлен как новый вокалист группы.
Так сформировался MkV.
"Спорный MkV" вызывает у поклонников Deep Purple самые разные эмоции: одни реагируют на него как бык на красную тряпку, другие утверждают, что это чуть ли не их самый любимый период в жизни группы. Что касается меня, я не вижу возможности создать и применить систему объективной оценки творческого потенциала музыкантов. Так или иначе, мне нравятся все составы Deep Purple и почти все альбомы группы.
Обычно "Slaves and Masters" упрекают в звучании на манер позднего Rainbow (с Тернером на вокале). Лично для меня в звучании этих записей огромная разница: между радиоформатными поп-хардовыми песнями Rainbow, и насыщенными гитарно-органными аранжировками Deep Purple, она есть, и заметна сразу.
Далее, противники MkV указывают, что в этом составе трое из пяти музыкантов играли в Rainbow, и даже изобрели ему обидные прозвища: "Deep Rainbow" и "Rainbow Purple". Этот аргумент для меня вообще не выдерживает никакой критики: музыканты играют в разных группах разную музыку, но это очень редко означает, что в новый коллектив они механически привносят манеру своей игры в других коллективах.
Кстати, оставшиеся двое музыкантов, Джон Лорд и Йен Пэйс, играли в одном составе Whitesnake, но почему-то я не слышал, что бы кто-то называл MkV, например, "Purple Snake"...
Так что, для меня проблемы спорности MkV не существует - это чистокровный Deep Purple.
Итак, кадровый вопрос в группе был решен, и музыканты, после краткого отдыха в разных частях света, в январе 1990 приступили в "Greg Rike Productions" (г. Орландо, Флорида, США) к записи нового альбома.
Работали не спеша, не забывая об отдыхе и играя в футбол.
Кстати, "Slaves and Masters" - единственный альбом, при записи которого над каждой песней Deep Purple работали от начала и до конца, только потом приступая к записи следующей (в остальных случаях группа сначала много джемовала, а затем работала над фрагментами записей).
Уже на первых репетициях были сочинены "King of Dreams" и "The Cut Runs Deep".
Запись альбома была в основном закончена в июне 1990.
Роджер Гловер: "Свое название диск поучил от двух 24-х дорожечных магнитофонов, которые использовались в работе. Один из них мы называли "хозяином", а другой "рабом". Мы повесили доску, на которой каждый мог написать свое название альбома, и выбор пал, в конце концов, на "Рабы и Хозяева"".
Лично мне всегда казалось, что в названии альбома скрыт и некий иной смысл, говорящий о положении дел в группе. Если MkII можно назвать демократичным составом, то MkII.2, MkV и MkII.3 я бы назвал авторитарными. Ритчи Блэкмор, почувствовавший силы в сольном успешном проекте Rainbow, и после воссоединения Deep Purple решил, что может единолично управлять делами группы.
Стоит напомнить, что во времена этих составов Ритчи определял творческое направление развитие группы (его слово было решающим при работе над материалом), кадровую политику (к уходу Гиллана привел конфликт певца с Блэкмором, Ритчи "продавил" своего протеже Тернера, он же был против возвращения Гиллана), ведал репертуаром (им определялись сет-листы концертов), география концертов (группа ездила только в страны, которые ему нравились).
Роджер Гловер: "Это был состав (Rainbow - прим. РОКЛЯ), абсолютно отличающийся от PURPLE. PURPLE были как-то более или менее демократической единицей, но RAINBOW была группа Ритчи - он там был хозяином.
Я это понял, проведя несколько "радужных" лет. Когда мы снова собрали PURPLE на альбом "Perfect Strangers", Ритчи вроде бы снова стал почти таким же демократичным, как и в ранние годы DEEP PURPLE, но это было не совсем так, потому что Ритчи уже успел привыкнуть к новой роли".
Как здесь не вспомнить Джоржа Оруэлла с одной из заповедей "Скотного двора": "Все животные равны, но некоторые животные равнее других"?
Запись некоторых партий и микширование происходили в нью-йоркских "Sountec Studio" и "Power Station". Кстати, в последней, чтобы записать некоторые сольные партии, Блэкмор однажды одолжил гитару у американского гитариста и певца Билли Сквайера, который работал над своим альбомом "Creatures of Habit".
Перед тем, как перейти к разбору материала альбома, необходимо поставить вопрос, который до этого никем не рассматривался: каково соотношение в альбоме "Slaves and Masters" материала, сочиненного MkV, и репетиционного материала MkII.2, который разрабатывался в период с осени 1988 до весны 1989?
Не располагая свидетельствами музыкантов (прежде всего, Роджера Гловера), ответить на него однозначно невозможно. Согласно приведенным выше примерам, MkV сочинили некоторые композиции "с нуля". С другой стороны, вряд ли весь альбом был сделан заново, и материал, накопленный классическим составом на первом этапе работы над новым альбомом, никак не использовался.
Таким образом, по моему мнению, можно предположить, что в музыкальной ткани альбома, за исключением текстов, а также некоторых треков, присутствует материал, разрабатывавшийся с осени 1988.
К альбому вышло 2 сингла: "King of Dreams/Fire in the Basement" и "Love Conquers all/Slow down Sister".
Альбом "Slaves and Masters" вышел 5 октября 1990 и стал первым из четырех альбомов Deep Purple в 1990-х.
По так и неизвестной причине, прядок песен на разных носителях отличался ("Fortuneteller" на виниловом издании располагалась между «Fire in the basement» и «Truth Hurts»).
После выхода альбома, как это обычно и бывает, мнения насчет него разделились. Часть поклонников приняла его, хотя многие и отмечали, что пластинка имеет мало общего с предшествующими альбомами, другие приняли ее в штыки. Куда больше группе досталось от критики и прессы, да и коммерческий успех альбом не ждал: продавался он посредственно, и занял только 45-е место в британских чартах, и 87-е в американских.
Лично у меня "Slaves and Masters" - один из любимейших альбомов Deep Purple, и по целому ряду причин.
Во-первых, этот альбом для меня является продолжением и развитием наследия "The House of Blue Light". Эти две пластинки объединяют глубокие органно-гитарные аранжировки - в отличие от довольно простых, хоть и ярких, преимущественно гитарных, аранжировок"Perfect Strsngers". Так что, проблемы преемственности альбомов я не вижу.
Во-вторых, стилистически это все тот же hard rock, по звучанию, причем, более жесткий, чем, например, "Stormbringer". Да, в музыке альбома есть крен в сторону glam rock - но ничего плохого в этом нет. Whitesnake со своим одноименным hard/glam альбомом 1987 достигли феноменального успеха - так почему бы и Deep Purple было не попробовать поработать в этом стиле? К тому же, и на альбоме "The House of Blue Light" элементы glam тоже присутствуют.
Что же касается вопроса коммерческого успеха (продаваемость альбома, синглов, билетов, позиции в чартах), то он меня никогда не интересовал. Низкие топовые позиции "Slaves and Masters" объясняются очень просто: время популярности не только glam, но и всего hard-n-heavy осталось позади, на сцену вышли alternative стили, и конечно, молодежь куда активнее воспринимала их, чем классическую рок-группу с четверть-вековым стажем.
Далее, альбомы "Slaves and Masters" и "The House of Blue Light" отличает очень глубокий, насыщенный и чистый (как я говорю, "стеклянный"), звук. Роджер Гловер как продюсер, как мне кажется, достиг на двух этих пластинках вершины своего мастерства.
И, наконец, Джо Линн Тернер. Очевидно, что его вокальные возможности уступают возможностям Гиллана - но так и возможности Рода Эванса и Дэвида Ковердейла также им уступали, но при этом никто не считает "Deep Purple" (1969) (обзор этого альбома сделан здесь), или "Burn" (1974), спорными альбомами.
Джо дал группе много не только как певец, но и как фронтмэн, и как поэт. Да, лирика на "Slaves and Masters" - это любовная лирика, зато какая! В приведенных примерах я постарался показать, что поэзия Тернера и глубока, и лирична, и личностна.
Кстати, поклонники Deep Purple, не признающие на вокале в этой группе никого, кроме Йена Гиллана, как правило, забывают, что его поэзия не только в подавляющем большинстве текстов носит любовно-бытовой характер, но и зачастую примитивна (что, конечно, не отменяет ее личностности, ассоциативности и просто юмора).
На студийных сессиях MkV было записано 10 песен.
1. "King of Dreams" ("Король грез")
Сразу полюбившаяся многим песня, главный хит, и действительно, она из лучших песен альбома.
Это среднетемповая песня с налетом gothic, в основе структуры которой лежит рифф Дмитрия Варшавского из песни "Светлый образ" группы Черный кофе. Об обстоятельствах, как это произошло, можно прочитать в с статье "Черный кофе со вкусом 90-х".
"...Я и правда ловкий танцор, выдумщик
Мастер обмана, прикасаясь творю чудеса
Подмостки пустеют, когда я на сцене
Просящий любви второсортный герой..."
2. "The Cut Runs Deep" ("Порез глубок")
Одна из лучших песен не только альбома, но и группы вообще, мой первый фаворит на альбоме.
Песню отличает великолепное динамичное развитие: бодрое клавишное вступление, присоединение шквала жестких гитарных риффов, драматичная вокализация.
"...Как насчет страданий?
Как насчет внутренней пустоты?
Это просто так не уйдет
Поворачиваешь нож
Сколько мне еще истекать кровью?
Порез так глубок..."
3. "Fire in the Basement" ("Пожар в подвале" - имеются в виду нижние чакры)
Простая танцевальная рок-н-ролльная песня, традиционная практически для каждого альбома группы.
В принципе, такие вещи меня не впечатляют, но с другой стороны, они напоминают о том, что корни группы залегают в 60-х. К тому же, на концертах эта песня становилась предварением для эффектного басового соло Роджера Гловера.
"...Я знаю, чего стоит быть мужчиной
Ты же понимаешь
Что когда разлетятся искры
Прежней тебе уже не быть..."
4. "Truth Hurts" ("Правда ранит")
Мой второй фаворит на альбоме.
Просто изумительная гипнотизирующая среднетемповая вещь с налетом мрачности и gothic, не совсем характерная для творчества группы. И к тому же, отличный концертный номер.
"...Здесь некому остаться в живых
Мы видим, как гибнут души
И Мир по-прежнему вертится
И сердце по-прежнему учится
Знаешь ли ты, где покоится чувство вины?..."
5. "Breakfast in Bed" ("Завтрак в постель")
Первая из двух атмосферных песен альбома, очень образная и запоминающаяся композиция.
Жаль, что она никогда не исполнялась на концертах.
"... Да, это черная полоса
Пора отчаянной нужды
И жизнь теряет смысл
В борьбе со злобой и жадностью
И иногда оглядываясь, я дивлюсь:
Куда все ушло?..."
6. "Love Conquers All" ("Любви покорно все")
Отличная баллада с проникновенной вокальной партией Джо и умелыми струнными аранжировками, записанными Джоном Лордом.
На первый взгляд, она несколько слащава и проста, но это не так - здесь есть фирменный пэпловский минорный надрыв и глубина. (По сути, мной любимы все баллады группы - от "Anthem" до "All the Time in the World").
Песня делит третье место вместе с "Королем грез" в моем хит-параде альбома.
"И я в пути
Завтра встану вместе с Солнцем
И скоро уйду
Словами не выразить
Какова же память о чувстве
Что пробуждает любовь
Они просто со мной..."
Кстати, клип на эту песню стал последним перед очень длительным перерывом почти в четверть века - следующим клипом станет только "Vincent Price" в 2013.
7. "Fortuneteller" ("Гадалка")
Вторая атмосферная вещь альбома с эффектной "остановкой" в середине.
Если верить сайту setlist.fm, в сентябре 1991 песню исполнили на концертах целых два раза.
"Пристально вглядись в кристалл
Ты увидишь там одиночку
Он чертовски походит на меня
Это парень без девушки
И жизнь его - шелуха
Пусть сердце отзовется эхом
В бесконечном колодце желаний..."
8. "Too Much Is Not Enough" ("Слишком много не бывает")
Возможно, самая слабая песня альбома, но и здесь есть за что зацепиться слуху: интересные фанфарные клавишные Лорда и оригинальная гитарная работа Блэкмора.
Мне кажется, это единственная песня на альбоме, которая напоминает Rainbow эпохи Тернера.
Песня не исполнялась на концертах. Также, это единственная песня альбома, сочиненная с привлечением соавторов со стороны (это были некто Хелд и Гринвуд - кстати, Ритчи Блэкмор имел желание и дальше продолжать сотрудничество с этими авторами).
"...Однажды начав, ты вышла из-под контроля
Только не разыгрывай передо мной саму невинность
Я знаю, и ты знаешь, что тебе хочется по рок-н-роллить
А у меня как раз есть это..."
9. "Wicked Ways" ("Порочный путь")
Завершает альбом мрачновато-агрессивная вещь с развернутой кодой и налетом progressive.
Интересная композиция, и еще интереснее слушать записи ее концертного исполнения.
"...В твоем прикосновении накал
В твоем поцелуе волшебство
Я в жизни не видал
Чтобы любовь была такой
Так раскрой мне глаза
И отпусти на волю..."
Также, на тех же сессиях, была записана ничем особенно непримечательная "Slow Down Sister" ("Помедленней, сестрица"), в альбом ее не включили, и по-моему, правильно.
Кроме того, на отдельных сессиях была записана песня "Fire, Ice and Dynamite" для саунд-трека к одноименному германскому фильму.
Джон Лорд не принимал участие в ее записи (на синтезаторе играл Роджер Гловер), в альбомы и синглы ее не включали, ничего особенного она из себя не представляет, и на концертах ее также никогда не исполняли.
О событиях, последовавших после выхода альбома, можно узнать во второй части статьи.