Найти в Дзене

«Ты точно перевернешься. Это нормально»: Как устроены «Лучи» и как научиться ими управлять

Оглавление

Этим летом «Сила ветра Петербург» запустила тренировки на яхтах класса «Луч» – очень быстрых и маневренных одноместных швертботах. Управлять ими – совсем не то, что управлять килевой яхтой, вроде наших Platu 25, но навыки, которые можно отработать на «Луче» очень пригодятся каждому яхтсмену. О том, что это за лодки, как они устроены и чем хороши, нам рассказал инструктор «Силы ветра» Григорий Штылер.

Григорий Штылер
Григорий Штылер

Григорий Штылер, призер всероссийских и чемпион межрегиональных регат, тренер «Силы ветра Петербург»:

О «Луче»

«Луч» – это советская копия канадской лодки «Лазер», одноместный стеклопластиковой швертбот, который весит в районе 60 килограммов. В 1984 году Таллиннская верфь начала выпускать эти лодки, как очень дешевую альтернативу «Лазеру».

В 1970-е годы в парусном движение огромной популярностью пользовались одноместные лодки класса «Финн» – атлетичные, сложные и довольно дорогие. Чтобы гоняться на «Финне» гонщик должен весить в районе 100 килограммов и быть физически крепким. И «Лазер» был придуман как своеобразная альтернатива классу «Финн» – очень простая, пляжная гоночная лодка, которую, по задумке, мог позволить себе буквально каждый. «Лазер» очень быстро стал популярен, встроился в олимпийское движение, а в Советском Союзе появилась копия, которая быстро распространилась по всем странам Варшавского блока.

-2

«Луч» сейчас делают на многих российских верфях, правда, в ограниченных количествах, потому что рынок у нас маленький. Международные парусные сообщества до сих пор говорят о том, какие мы плохие, что в наглую скопировали лодку. Нужно признать, что так и было: «Луч» – пожалуй самая беззастенчивая кража Советского Союза. Это было не как с «Жигули» и «Фиатом», когда все было сделано официально, это было простое воровство – Советский Союз взял готовую лодку и без каких-то доработок начал производить ее под собственным брендом.

В России «Луч» до сих пор является национальным классом, из-за этого у нас не проводят чемпионатов мира или Европы в классе «Лазер». Ты можешь с «Лазером» приехать и погоняться, никто не запретит, но у нас в стране международные соревнования не проводят.

Как устроен «Луч»

«Луч» – очень простая в обращении и настройках лодка, которую ты при желании можешь закинуть на крышу автомобиля и поехать гоняться. Визуально отличить «Луч» от «Лазера» может только профессионал, главное их отличие – не конструкция, а цена. Купить новый «Лазер» для среднего российского гонщика – слишком дорого. В полном вооружении без растаможки он будет стоить полмиллиона рублей минимум. А новый «Луч» – в районе 100 тысяч.

«Луч» – это швертбот, вместо киля, как, например, на Platu 25, у нее шверт – это такой плоский плавник, благодаря которому лодка может идти против ветра. Если бы шверта не было, яхту бы просто сносило в ту сторону, куда дует ветер, как листик. Шверт весит в районе 2-3 килограммов, и у него нет запаса массы, как у киля, поэтому лодка очень легко переворачивается.

Откренивание на «Луче»
Откренивание на «Луче»

Как управлять «Лучом»

«Луч» – лодка очень простая, там совсем мало настроек, в отличии от какой-нибудь крейсерской лодки, где невероятное количество веревочек, тросов и ты можешь регулировать все-все-все. На «Луче» не так: ты настраиваешь парус всего четырьмя веревками и твоим собственным телом. В этой лодке тело спортсмена играет ключевую роль. Где ты находишься, как расположен – все это влияет на скорость и очень ощутимо. Ты постоянно должен смотреть на изменения погоды, на изменения направления ветра, волны, ты должен постоянно перестраиваться, чтобы вести лодку максимально быстро.

«Ты один, тебе не с кем посоветоваться, ты не можешь отдохнуть, ты должен абсолютно все контролировать. Я думаю, это главный плюс этой лодки – она учит тебя невероятной самостоятельности» .

«Луч» позволяет натренировать множество чувств: чувство времени, чувство скорости, чувство локтя. Когда ты висишь в открене и держишь руль в руке, ты только по напряжению можешь сказат, правильно настроена лодка или неправильно. Кроме того, ты один, тебе не с кем посоветоваться, ты не можешь отдохнуть, ты должен абсолютно все контролировать. Я думаю, это главный плюс этой лодки – она учит тебя невероятной самостоятельности.

-4

Кому подходит «Луч» и как подготовиться к тренировке

Главные требования к спортсмену, который хочет ходить на «Луче» – касаются его комплекции. Есть определенные антропометрические границы, выходя за которые тебе будет просто очень некомфортно. Если ты весишь больше 100 килограммов или у тебя рост больше 2 метров – это не очень хорошо. Ради развлечения залезть в «Луч» можно, но эта лодка все-таки не для тебя. Она будет медленно идти, постоянно зарываться, ты будешь из нее постоянно вываливаться, если ты очень высокий, или она будет постоянно переворачиваться, если ты очень худой.

«К первой тренировке желательно обзавестись гидрокостюмом. Мы сейчас пытаемся договориться, чтобы наши соседи-серферы могли давать нам их в аренду. Нужны перчатки и какая-нибудь обувь. Это могут быть и кроссовки, которые не жалко, и гидроботинки, но точно не шлепки, и точно нельзя идти босиком, потому что есть риск поцарапать ногу или натереть ее о ремень».

У нас есть несколько вариантов тренировок. Если человек никогда не был в лодке, а также в бодрый свежий ветер, мы выходим на лодке вдвоем. Сначала на берегу устраиваем «сухое плаванье» – я показываю, как сидеть в лодке, как настраивать парус, как держать руль. Потом выходим на воду: ученик сидит на шкотах, я рулю. В спокойный ветер я сажусь в катер, буксирую лодку в безопасное место и руковожу тренировкой на расстоянии. Это немного сложнее и больше подходит ребятам, у которых есть хоть какой-то минимальный опыт.

-5

Главное, к чему нужно быть морально готовым – ты точно перевернешься. Нужно понимать, это – часть твоего обучения. Для швертбота перевернуться – совершенно нормально. Это как с велосипедом, нельзя ни разу не упасть и научиться кататься. Детям, которых учат ходить на «Оптимистах» (это тоже швертбот, только еще меньше), устраивают специальные тренировки по килянию в игровой форме, чтобы дети не боялись воды, не боялись перевернуться, а главное – чтобы прочувствовали границы возможного, момент, когда лодка улетает в оверкиль, и ее уже невозможно выкренить. Такие тренировки я стараюсь устраивать и для взрослых.

Записаться на тренировку «Силы ветра» можно здесь.

Подпишитесь на наш канал в Telegram.