Каждый актер мечтает стать знаменитым, получать огромные гонорары, иметь толпы поклонников и прочие блага, которые дает звездная жизнь. Только в кино, как и в любой другой сфере, лавры успеха достаются единицам. Каждый год только в России выпускается тысяча актеров, плюс покорять большие экраны в нашу страну съезжаются таланты из бывших союзных республик. Помимо специализированных учебных учреждений несчетное количество актерских курсов обучают и дают надежду попасть в мир большого кино.
Актеры и актерские агентства заваливают письмами с портфолио и шоурилами продюсеров и режиссеров, но в лучшем случае получают проходные, эпизодические роли, а в главных – все те же лица, от которых зритель уже устал.
Не буду рассказывать как по связям, знакомствам и рекомендациям достаются роли в фильмах и телесериалах. Вы это прекрасно знаете и без меня. Напомню только любителям веры в светлое социалистическое прошлое, что и в период советского кинематографа продвигали своих. Зритель часто ругает Федора Бондарчука, сравнивает с талантом отца, но почему-то забывает, как Сергей Бондарчук снимал в своих фильмах всех своих жен и детей. Он же мастер! Ему можно! Так и нынешние боссы кинобизнеса считают, что им можно продвигать своих.
Про родственные связи и знакомства все понятно, но вот пришла к нам новая тенденция – теперь роль в кино можно купить. Погодите ругать отечественный кинематограф, так делают везде. Только в Голливуде это узаконенная практика. Актерский агент покупает роль своему подопечному для продвижения, он платит, чтобы потом окупить расходы, потраченные на раскрутку и создание будущей звезды. У нас дела обстоят иначе: роли покупают подпольно, так, чтобы никто не знал. Еще создаются мифы и легенды как режиссер или кастинг-директор случайно увидел в Инстаграм любительский видеоролик или встретил на улице и сразу понял, что перед ним великий талант.
Я уже писала об этом в статье «Если звезды зажигаются, значит, за них кто-то платит», повторяться не буду, захотите, прочитаете сами. Думаю, вам интересно мое мнение как режиссера и продюсера по поводу продажи ролей. Возможно, я вас удивлю, но не вижу в этом ничего плохого, если от этого не страдает картина и купленная роль исполнена талантливо. Какая разница получил славу по блату или за деньги? Конечно же, в идеале в кино должны попадать талантливые люди, кастинги должны быть честными и т.д. Только мир не совершенен, всегда будут те, кто имеет преимущества перед другими, всегда связи и деньги будут править миром.
Можно ли пробиться в кино только благодаря таланту, силе духа и настырному характеру? Можно, но очень-очень сложно. Посмотрите на нашу кинокомпанию «Северное сияние», мы пробиваемся сами, мы не получаем финансирование на производство наших фильмов из Фонда кино и Министерства культуры. У нас нет бюджета на рекламную кампанию, чтобы о премьере нашего нового фильма звучало из каждого утюга, зато мы всегда открыты для журналистов и блогеров, приглашаем на съемочную площадку и даем возможность сняться в эпизоде.
Мы очень медленно, а могли бы семимильными шагами, продвигаемся в мире кино, создаем свою зрительскую аудиторию, получаем признание профессионалов и коллег. Нет, мы никому не продаем роли (хотя я бы не отказалась получить дополнительные финансы и вложить их в производство фильма), мы даже именитым актерам платим очень скромные гонорары, совсем не те, к которым они привыкли. Был случай, когда известный актер, узнав о съемках нашего очередного фильма, позвонил мне сам и высказал желание сняться бесплатно. Ему очень понравилась идея и сценарий. Конечно же, я согласилась!
Вернемся к теме покупки-продажи ролей в современном кино. Можно сколько угодно с пафосом в голосе рассуждать о высоком искусстве и продажности мира кино. Я вам больше того скажу: в нефтяные компании тоже должности получают по знакомству, а чтобы попасть в политику, например, стать депутатом ого-го сколько денежек надо выложить. Так что, если вы узнаете, что какой-то актер или его агент купили роль, прежде чем осуждать оглянитесь вокруг. Только актер, покупая роль, никому не вредит, он вкладывает деньги в свой PR, он пытается доказать миру свой талант, он побегал по сотням кастингам, где ему не дали возможности заявить о себе. Для него это, может быть, единственный шанс начать реализацию в профессии. Конечно, есть просто люди с амбициями, которые ради развлечения покупают роли себе или своим женам, подружкам, но это совсем другая история. Иногда у нас снимаются в небольших ролях директора и маркетологи компаний, с которыми договор на продакт-плейсмент. Они не покупают роли, они купили рекламу в фильме, а мелькнуть на большом экране – это просто их детская мечта, которую мы помогаем осуществить.
Если интересно узнать, как я пришла в мир кино, прочтите статью о создании моего первого фильма «Моя главная роль в жизни» (2013), с него все началось. А потом прочтите историю создания второго фильма «Свадебная открытка» (2015), особенно она будет полезна тем, кто сейчас разочаровался и опустил руки. Прочтите, может, наш опыт вас вдохновит.
А вообще погуляйте по моему каналу, у меня много всего интересного. Есть статьи, художественные рассказы, по некоторым из которых сняты фильмы, трейлеры и фрагменты моих фильмов. Буду рада комментариям и новым подписчикам.
Читайте также:
С любовью к зрителю и кинокоманде, Мария Ефремова, ген.директор кинокомпании «Северное сияние», режиссер, сценарист