Глава Virtus.pro в интервью информационному агентству Rambler News Service рассказал об арене ESforce и других проектах, об инвестициях в холдинг, об академии киберспорта и о многом другом.
В какие сроки и на что будут направлены новые инвестиции? Они пойдут траншами?
Мы уже запустили несколько проектов, например, Epic Esports Events. Собственную арену мы откроем в апреле. Cейчас немного перенесли сроки, изначально открытие планировалось на осень 2016 года, это связано с тем, что мы хотим внедрить несколько новых технологий — виртуальная реальность становится все популярнее. По ходу строительства мы поняли, что можем внедрить несколько интересных вещей. Но их закупка, оптимизация, дизайн заняли какое-то время. Сейчас там идет технологическая отделка. Открытие запланировано на первое апреля.
Это арена на тысячу зрительских мест. Объект будет называться Yota Arena. Туда будет входить сцена, компьютерный клуб, центр обучения, спортбар. Этот комплекс занимает 5 тыс. кв. м. Наши инвестиции превысили $5 млн.
Планируете приобретение других компаний в своей индустрии?
Да. Это будут зарубежные активы. В России и Восточной Европе мы уже достаточно хорошо представлены. Мы сейчас больше будем сфокусированы на Китае и США. Это основные рынки для киберспорта.
У киберспорта есть шанс сравниться по популярности с традиционным?
Я думаю, что совокупное количество подписчиков каналов на YouTube всех российских футбольных клубов меньше, чем у многих известных киберспортивных команд, а то и у отдельных киберспортсменов. Если брать Facebook, это, конечно, еще не уровень популярности Месси.
Некоторые владельцы крупных спортивных клубов вложились в киберспортивные клубы, но не стали смешивать эти направления. В Америке, например, многие владельцы топовых клубов начинают вкладывать деньги в нашу индустрию. Между прочим, начинают вкладываться и спортивные звезды — так поступил баскетболист Шакил О’Нил.
Сейчас, как это ни странно, спрос инвесторов на киберспорт превышает предложение. Полноценных киберспортивных клубов, куда можно инвестировать, не так много.
На чем вы зарабатываете?
Все варианты монетизации, которые есть в футболе, также есть и в киберспорте. Структурно киберспорт ничем не отличается от любого популярного вида спорта. Это, в том числе, шоу, если мы говорим о монетизации. При этом у киберспорта есть еще внутриигровые предметы и валюта. Плюс у киберспорта за счет популярности в интернете есть такие вещи, как донаты (пожертвования. — RNS). То есть игрок проводит трансляцию, а зрители жертвуют ему определенную сумму, потому что им это понравилось. Одному из наших игроков в один из месяцев пожертвовали $50 тыс. в месяц только за то, что он транслирует, как играет. Есть монетизация за счет издателя игр, когда фанаты киберспортивных клубов наклеивают на модельки персонажей, за которых они играют, виртуальные логотипы команд, за которые они болеют, а клубам с этого идут какие-то процентные отчисления. Для нас это немалая статья доходов. За счет продаж нашей фанатской атрибутики в интернете нам идут отчисления более чем на миллион евро в год.
Считает ли перспективным создание академии киберспорта?
Мы очень активно работаем с Федерацией компьютерного спорта. Сейчас в мире почти в каждой стране есть эти федерации. Я больше скажу, что у нас в институте физкультуры есть кафедра киберспорта. Мы сейчас приходим к тому, что нужно тренировать юниоров. Если три года назад можно было дать хорошему игроку зарплату в $3 тыс., и ты получил бы почти лучших, то сейчас фиксированные зарплаты достигают €15–20 тыс. в месяц, несмотря на то, что основные источники заработка для игроков — это призовые и рекламные контракты. В Virtus.pro средняя зарплата игрока — €10 тыс. Если мы говорим про суперзвезд, то есть те, у кого зарплата больше €20 тыс., и контракты с ними заключаются многолетние. В декабре мы подписали с нашим составом по CS контракт на четыре года, это самый крупный контракт в мире. Если сложить всю сумму, то это несколько миллионов евро в фиксированной части. Сейчас уже подписываются спонсорские контракты с клубами на 2–3 года, это очень важно.