О том, как мы расхламляем (слово разбираем тут не очень подходит, хотя мы действительно разбирали завалы старого хлама, ведь, на минуточку, нашему деревенскому дому более 100 лет) чердак и что интересного там нашли, я уже писала. К там статьям было много комментариев с вопросом: а что дальше? Чтобы не обманывать интерес читателей, я решила рассказать о завершении наших поисков.
Естественно, мы не откладывали расхламление до конца лета. Просто было очень много других забот и тем для статей. А сейчас огородный сезон близится к концу, «консервный заводик» (как метко выразился читатель) сбавляет обороты, и появилось время.
На какие-то особенно ценные находки мы не рассчитывали, так и вышло. Нашли, в основном ломаный хлам, рваные негодные вещи и обувь примерно середины 50-х годов.
Правда за печной трубой валялись «аксессуары для русской печи», как сегодня бы сказали в рекламе. Два ухвата (рогача) и кочерга на длинных ручках. Вот это были находки, так находки! Как я им обрадовалась!
Дело в том, что в доме стоит русская печь, которая прекрасно печёт и готовит. И весь зимний сезон мы ею пользуемся (экономим газ). Еда из печи (та же самая) в разы вкуснее. Но руки! Мои бедные руки! Чтобы понять меня, попробуйте засунуть свои руки в раскалённую духовку. Ведь чугунки из печи можно вытащить или ухватом, или руками.
Естественно, у меня была кочерга, но короткая (современная). Кочергой двигать горшки в печи очень сложно, можно перевернуть. Поэтому мои руки после общения с печкой попахивали палёной свиньёй. А теперь у меня появились ухваты! А жизнь-то налаживается!
Больше ничего интересного не было: ломаные стулья, дырявые кастрюли, деревянные ящики. Разочарованные, мы перемещались по чердаку, выбрасывая старые негодные вещи.
Но в дальнем углу, между трубой и мезонином, мы обнаружили отпиленный кусок бревна, который лежал без дела. Муж решил приспособить его под чурбак для колки дров (старый уже пришёл в негодность).
Но каково было наше удивление, когда чурбак оказался очень лёгким. Это была выдолбленная из куска дерева кадушка, заткнутая деревяшкой. С трудом мы её открыли. Были, конечно, опасения, что оттуда вылетит джинн (Змей Горыныч, Иванушка-дурачок, Баба Яга), но любопытство сильнее!
Если бы нам не нужен был чурбак, мы бы так и оставили этот обрубок валяться дальше, кому он нужен.
Внутри оказался довольно странный и неожиданный набор вещей: книга, колечко и наполеоновская медная монета.
Для чего это было нужно прятать на чердаке? От реквизиций 30-х годов спасали? Но кому нужны были эти вещи? Чья-то память?
Книга – совсем не библия, как нам показалось на первый взгляд, а даже наоборот… Это анатомия 1900 года выпуска! Правда только первая часть. Но боже мой, как интересно! Книга прекрасно сохранилась (видимо благодаря дереву), ни капли не отсырела.
В ней были прекрасные иллюстрации (хромолитографии). В те времена было принято прикрывать картинки в книгах папиросной бумагой. Но в нашей от бумаги остались одни воспоминания, видимо кто-то использовал тонкую, как паутинка прозрачную бумагу на курево.
Так вот, откуда взялось выражение «скурить учебник». Какой-то студиозус в прямом смысле его скурил!
Эх, мне бы эту книжку лет 20 назад. Но анатомия благополучно сдана вместе с латынью. Вот в каком современном учебнике вы найдёте подробный рассказ про ножку китайской женщины? Сухие факты и цифры. А эта книга, несмотря на яти и прочие излишества читается как детектив, на одном дыхании! Жаль, что нам досталась только первая часть.
Второй находкой из кадушки было колечко. Возможно, золотое, а может и нет, клейма на нём не было. Колечко явно кустарной работы, но с камешками. В компании учебника анатомии выглядит странно. Какая драма тут разыгралась? Почему эти вещи были так надёжно спрятаны? Кто-то ушёл на войну (Первую мировую, Гражданскую, Великую Отечественную) и надёжно убрал от посторонних глаз самые дорогие воспоминания?
Наполеоновская монетка. Скорее всего попала в компанию анатомии и кольца просто так. Ведь в те времена (начала ХХ века) она особой ценности не представляла. Было их тогда, как грязи. Ценность они представляли только как медь. Возможно, студент клал её под пятку на удачу, была такая примета.
Вот и все наши раскопки.