Найти тему
Александр Асов и К°

МИФЫ СЛАВЯН: ВЕЛЕС

Оглавление

Старик с филином (Велес). Фрагмент картины К. Васильева.
Старик с филином (Велес). Фрагмент картины К. Васильева.

Сегодня день Велеса-Снопа (18 августа).

Велес — великий властитель, основа веры, третий лик Триглава (древнеславянской Троицы: Дид-Дуб-Сноп, согласно Прославлению Триглава из "Велесовой книги"). Вначале он явился как сын Рода и коровы Земун. Потому его видят быкоглавым (слово «бык» — способ произношения слова «бог»).

Он же Минотавр у древних греков, Говямард (Гайомард) в Древнем Иране. Заметим, «тавр», «говя» — значит «бык». Сравним с русскими словами «тавро» — клеймо на быке, «говядина», а также «ман» — человек, смерд.

На Руси его также называли Тавром Бусичем, Гвидоном, то есть Коровичем. Его именем названа Таврида (Крым). Гвидионом его звали кельты (в валлийской "Песне о Битве деревьев"). В былинах дела Велеса-Тавра исполняет Ставр Годинович, в сказках делами его занят царь Гвидон...

Гвидон и Царевна-Лебедь. Работа А. Куркина. Палех.
Гвидон и Царевна-Лебедь. Работа А. Куркина. Палех.

Сюжет изначального предания о рождении Аса-Ве­леса сына Рода ясен. Он рождается Земун и Родом, выходит из Синего Камня, упавшего с неба «хвостатой звездой». Суть же всех сих символических описаний одна. Здесь рассказывается о явлении бога Велеса из созвездия Тельца в Синем Камне.

Согласно преданиям, Велес (либо его лик) в очередной раз родился, низошёл в земной мир на горе, которую отождествляют с уральской Азов-горой. Он дер­жал в руках знаки силы: «В левой руке при рождении девятигранный камень был зажат. В правой руке, когда на свет появился, семигранный серый камень был за­жат» (алтайский эпос Ма­адай-Кара, 755).

У младенца Велеса (Мергена) алтайцы отметили знак: «Меж­­­ду двумя его лопатками с отпечаток большого пальца родинка есть, вся грудь его золотая, спина из чис­того серебра...» (Маадай-Кара, 740). Нигде более в алтайских преданиях не растолковывается смысл сего знака. И только обращение к кавказским (казачьим и кабардинским) ле­гендам всё объясняет — в сих легендах это тавро-клеймо, оставленное на теле Велеса боги­ней Любви, у славян — Лелей, потому Велес также и бог Люб­ви.

Купание камня, из коего рождается бог, можно найти, например, в южнославянских песнях:

«Марийка, дочка Марийка!.. Ступай-ка ты вниз на Тунджу, на Тунджу и на Марицу (реки). Найди там камешек белый, обмой его со стараньем, укутай в теплые пелены, положи в золотую люльку. Его, Марийка, баюкай, баюкай, пой ему дочка: “Баю, камешек, баю! Стань у меня дитятью!” Марийка камень качала, качала и песни пела. Три­ста песен пропела, ни разу не развернула. А как его раз­вернула, вот уж большое чудо: камешек стал дитятью».

Эта песня была записана в районе г. Трявны (цен­траль­ная часть северной Болгарии), издана в книге «Българ­ско народно творчество...» (София, 1961–1963).

Есть там и сродное предание «Дитя из камня» записано и вблизи Софии (западная Болгария).

«Рано проснулась Стойна, спустилась она к Дунаю, вступила в Дунай по пояс, выбрала мраморный камень, в платок его запеленала, за пазуху положила, слева побли­же к сердцу. Девять месяцев миновало, и как при­шло время, Стойна вынула камень, его в пелены повила с золочёным повоем, в люльку клала золотую...»

Но особый интерес представляют фольклорные записи А.С. Пушкина (см. Рукою Пушкина. М.: Academia, 1935). Широко известные по сказкам Пуш­кина описания острова царя Гвидона (он же кельт­ский Гвидион, иранский Говядо-мард, т.е. Быко-человек, явившийся как лик Велеса).

Обратим внимание на некоторые варианты ска­зок няни Арины Родионовны из рукописей А.С. Пуш­кина (запись за ноябрь 1824 г.), ибо они и являются перво­источником. «У моря, в Лукоморье, стоит дуб. На том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот. Вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песнь поёт».

Имеется здесь также и такая запись: «За морем стоит гора, и на горе два борова. Боровы грызутся, а меж ними сыплются золото и серебро». Потом в своей сказке Пушкин двух боровов заменил белочкой. И если боровы связаны с Вышнем, являвшимся в образе Кабана, то белочка связана имен­­но с Велесом. В самом деле, она названа белочкой не потому, что она «белая» (таких не бывает), а потому, что она является священным животным Велеса, одно из древ­них имён коего «Бел». То есть Пушкин здесь уточнил сказку, ибо знал традицию по иным источ­никам (например: белочка на мировом дре­ве Игдрассиль известна скандинавской мифологии).

У Лукоморья дуб зелёный. Старая палехская живопись.
У Лукоморья дуб зелёный. Старая палехская живопись.

Описаны А.С. Пушкиным со слов Арины Родионовны и морские богатыри: «Тридцать отроков точь-в-точь ; они равны голосом и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря по одному... впереди старик». Есть и пуш­кинская запись о 12 братьях-богатырях (заметим, зоди­а­каль­ное число).

Интересно также описание героя сказки, ставшего по­­сле пушкинской редакции царевичем Гвидоном. В ори­­гинале Арины Родионовны он рождается у царицы... 34-м! То есть царица рождает не одного царевича, а сразу 33 (сакральное число, равное количеству созвездий-бо­гов), а затем и 34-го.

«Царица разродилась 33 мальчиками, а 34-й родился чудом — ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке — месяц». Потом их, как и в сказке Пушкина, заточают, но не в одну, а в две бочки: в первую — 33 царевича, а во вторую — царицу и 34-го младенца. Они попадают на некий остров, где и встречаются чудо-царевич и Морская Царевна.

При собирании текста сказаний о Велесе из «Звёздной книги Коляды» (также в «Песнях Сирина») героям возвращались их древние имена. А в данном пересказе также и передавались сама суть ве­дического знания и смысл древних звёздных образов. И все эти образы имеют вполне определённый звёздный смысл.

Первое сказание о Велесе

Велес. Работа Игоря Кордюкова.
Велес. Работа Игоря Кордюкова.

Бог Велес являл миру множество ликов. Старшим же среди них всегда почитался Велес Родович, он же Звёздный Ас, Он был рождён Небесной Коровой Земун от Бога Рода.

Родился он волшебным образом, выйдя на свет из Синего Камня, который упал с небес Синей звездой.

Родившегося из Синего Камня младенца Велеса Родовича купали в священной реке Смородине, запелёнывали и укладывали в люльку.

Узнав о рождении Сына Бога из камня, Вий — царь подземного мира — послал своего сына Пана, дабы тот похитил святого младенца. Ибо Вий желал видеть на троне Сварги не Велеса, а именно Пана. Пан вырвался из подземелья вместе с дымом и пламенем проснувшегося вулкана. Он полетел над землёй и увидел внизу люльку, в коей спал Велес. Пан, спустившись на чёрных крыльях с небес, подхватил люльку, поднял ей высоко и понёс среди грозовых туч над морем-океаном.

Но тут Велес стал расти и тяжелеть. Пан не смог удержать быстро растущего младенца и уронил его вместе с люлькой в море.

И тогда Велес в люлечке, как в лодке, приплыл к берегам большого острова, который в память о сём событии назвали Тавридой. Здесь Велес быстро вошёл в силу и сразился с Коршуном, который хотел пленить Царевну Лебедь, духа Азовского моря.

Эту прекрасную царевну звали Азовушкой Свароговной. Азовушка была дочерью самого бога Сварога и Матери Сва. Велес Родович и Азовушка, лебединая дева, полюбили друг друга.

Вскоре они сыграли свадьбу и стали жить вместе. Их волшебной обителью стал остров Буян на Азовском и Чёрном морях. На том острове они возвели свои чертоги, где затем творили великие чудеса и хранили знание о Рождении Мира.

И тот остров Буян обходили стражей брат Велеса — сам Змей Звёздный и двенадцать братьев Азовы — зодиакальных стражей.

Перед их дворцом возросли волшебные дуб и ель, уходящие вершинами к звёздам в самое небо.

На том дубе висит цепь златая.
Кот Баюн по цепи важно ступает.
Он пойдёт направо — песнь напевает,
а налево — сказочку начинает...
«Книга Коляды», I, 2

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси