Найти в Дзене
Cinemagraphie

Режиссёрский стиль: Роман Полански

Оглавление

1. Интерес к тёмным сторонам человеческой натуры

Полански мастерски удаются киноисследования «изнанки» личности. Его герои - часто хрупкие, утончённые натуры, которые попадают под влияние тех, кто ломает их судьбу и психику.

2. Ощущение враждебного пространства

-2

Тесные отношения Полански с пространством как кинематографическим средством видны практически в каждом его фильме. Пространство, словно оккупант, из плена которого хочется вырваться, но оно обволакивает и не выпускает, делая героев и зрителей своими узниками. Будь то квартира, дом или целый город. Особенно видимо влияние пространства на психику в «квартирной трилогии» («Отвращение», «Ребенок Розмари», «Жилец») об одиночестве в большом городе и охватывающем героев в замкнутом пространстве безумии. В поздних фильмах («Резня», «Венера в мехах») Полански ограничивает место действия по классическому канону театра: одна комната, один театральный зал.

3. Постепенно нарастающее напряжение

-3

Структурированные как драма или комедия, фильмы Полански отличает ускоряющийся по ходу повествования темп, постепенно ситуация, в которой оказываются герои, набирает обороты, развитие конфликта следует с чрезмерным эмоциональным напряжением, нарастающей тревогой и яркой кульминацией.

4. Пессимизм

-4

Роман Полански считается одним из самых пессимистичных режиссеров, даже снятые им комедии можно отнести лишь к разряду «черного» юмора, иронической насмешки. Во взгляде на отношения между людьми внешнее благополучие часто скрывает внутреннее агрессивное непонимание. Своих героев Полански нередко подвергает унижениям, давая зрителю возможность почувствовать, что значит быть жертвой агрессора - будь то фашистский оккупант («Пианист») или любимый человек («Горькая луна»).

5. Столкновение с силами зла

-5

Сквозная тема кино Полански - метафизическое зло, которое легко овладевает человеческим естеством. Оно имеет разные корни: мистические («Бал вампиров», «Ребенок Розмари», «Девятые врата»), психологические («Отвращение», «Жилец», «Тупик») или социально- политические («Пианист», «Призрак», «Офицер и шпион» ). Зло разлито повсюду и герои Полански сталкиваются с ним лицом к лицу.

6. Погружение в ощущения психологической изоляции и паранойи

-6

Вместе с развитием психопатологии героев, Полански, детально воссоздающий картину болезни, погружает зрителя в атмосферу психического нездоровья и сильнейшего нервного напряжения. Так, в «Жильце» зритель будто подглядывает за героем, его зарождающейся и прогрессирующей паранойей, в «Горькой луне» - за развитием и деградацией любовных отношений, в «Резне» - за чередой нервных срывов персонажей.

7. Мрачное сгущение красок

-7

Фильмы Полански изобилуют мрачными цветами, которые служат иллюстрацией настроения. Во время просмотра зритель будто погружен в гипнотическое состояние. Практически в каждом фильме имеет место переход от светлых тонов к темным, речь героев имеет, как правило, второй смысл, что подчеркивает противоборство двух противоположных сторон между персонажами или внутри одного из них.

Больше материалов об авторском кино ищите на канале в Telegram.