Найти в Дзене
Блог Гертруды

Три современные книги о сильных женщинах в истории короля Артура

Оглавление

Классические рыцарские романы, в которых рассказывается история короля Артура и его мифической Британии, очень далеки от понятий феминизма. Женщинам в них определяется пассивная роль - быть вдохновением для рыцаря, хорошей женой или матерью, а почти каждое проявление самостоятельности и отхода от этих социальных ролей расценивается как злодейство. Ярким примеров которому может послужить фея Моргана, которая из-за отказа следовать установленным для женщины правилам во многих произведениях представляется главным антагонистом.

Однако в наш век постмодернизма многие авторы принялись переосмыслять старые сюжеты. В том числе и с точки зрения феминизма. Многие стали расширять роли женских персонажей, делать их более объёмными и активными, вытаскивать на первый план... И хоть в кино подобные переосмысления зачастую оказываются провалом и пустым маркетинговым ходом, в книгах они более удачны - у бравшихся за это авторов получаются отличные увлекательные истории. О которых и будет эта статья.

Иллюстрация Артура Рэкхэма
Иллюстрация Артура Рэкхэма

"Туманы Авалона"

До недавнего времени это было самое известное феминистическое переложение истории короля Артура. Мэрион Брэдли, автор этой увесистой книги, показала известный сюжет с необычной точки зрения - глазами женщин. Королевы Игрейны, которую зачаровал Мерлин, из-за чего она изменила своему мужу и результатом этого стало рождение Артура. И Морганы, злодействам которой автор нашла объяснение и оправдание.

Книга интересна ещё и тем, что показывает смену эпох и мировоззрений, приход новой религии и отмирание старой. Христианство пришло в Британию из-за моря и набирает обороты, а кельтское язычество постепенно уходит в прошлое. А вместе с ними матриархальный строй кельтов сменяется на патриархат нового королевства.

"Сага о Короле Артуре"

Бернард Корнуэлл - один из известных современных авторов исторических романов, так что его "Сага", в отличие от предыдущего примера, лишена фэнтезийности - это суровое Средневековье. Жестокие битвы, грызня за власть между королями, бастардами и мимопроходящими желающими... И смена язычества на христианство тоже, которые в этой книге показаны куда менее романтизированными, чем у Брэдли.

Хоть историю здесь вершат мужчины (средневековый патриархат никуда не делся), в книге есть на удивление много сильных женских персонажей. Почти каждая поименованная женщина здесь не пассивное украшение стола, а действующее лицо со своими интересами. Ярче всего выделяется Нимуэ - ученица Мэрлина, пытающаяся возродить магию древних языческих богов.

Обложка первой книги "Саги о короле Артуре" из трёх
Обложка первой книги "Саги о короле Артуре" из трёх

"Проклятая"

Малоизвестный комикс Фрэнка Миллера и Тома Уилера в последнее время немало подрос в популярности после того, как Нетфликс снял его адаптацию в виде сериала. Переделав сюжет, выкинув из него огромную долю его самобытности и сделав стандартный подростковый экшен, но любая экранизация идёт в плюс книге (да, я считаю комиксы книгами и литературой), потому что заставляет многих читателей обращать внимание на них после просмотра экранной версии.

Сюжет комикса рассказывает историю всё той же Нимуэ - юной волшебницы, которая здесь показана дочерью Мерлина и королевы фей и которой суждено сыграть решающую роль в истории короля Артура.

Послесловие

Хоть классическая артуриана и определяет женщине пассивную роль, в средневековых рыцарских романах всё же можно изредка найти сильных прекрасных дам, которые способны сами решать свои проблемы, не полагаясь на мужчин. О таких дамах на моём основном блоге недавно вышла статья - сильные женщины при дворе короля Артура