Классические рыцарские романы, в которых рассказывается история короля Артура и его мифической Британии, очень далеки от понятий феминизма. Женщинам в них определяется пассивная роль - быть вдохновением для рыцаря, хорошей женой или матерью, а почти каждое проявление самостоятельности и отхода от этих социальных ролей расценивается как злодейство. Ярким примеров которому может послужить фея Моргана, которая из-за отказа следовать установленным для женщины правилам во многих произведениях представляется главным антагонистом.
Однако в наш век постмодернизма многие авторы принялись переосмыслять старые сюжеты. В том числе и с точки зрения феминизма. Многие стали расширять роли женских персонажей, делать их более объёмными и активными, вытаскивать на первый план... И хоть в кино подобные переосмысления зачастую оказываются провалом и пустым маркетинговым ходом, в книгах они более удачны - у бравшихся за это авторов получаются отличные увлекательные истории. О которых и будет эта статья.
"Туманы Авалона"
До недавнего времени это было самое известное феминистическое переложение истории короля Артура. Мэрион Брэдли, автор этой увесистой книги, показала известный сюжет с необычной точки зрения - глазами женщин. Королевы Игрейны, которую зачаровал Мерлин, из-за чего она изменила своему мужу и результатом этого стало рождение Артура. И Морганы, злодействам которой автор нашла объяснение и оправдание.
Книга интересна ещё и тем, что показывает смену эпох и мировоззрений, приход новой религии и отмирание старой. Христианство пришло в Британию из-за моря и набирает обороты, а кельтское язычество постепенно уходит в прошлое. А вместе с ними матриархальный строй кельтов сменяется на патриархат нового королевства.
"Сага о Короле Артуре"
Бернард Корнуэлл - один из известных современных авторов исторических романов, так что его "Сага", в отличие от предыдущего примера, лишена фэнтезийности - это суровое Средневековье. Жестокие битвы, грызня за власть между королями, бастардами и мимопроходящими желающими... И смена язычества на христианство тоже, которые в этой книге показаны куда менее романтизированными, чем у Брэдли.
Хоть историю здесь вершат мужчины (средневековый патриархат никуда не делся), в книге есть на удивление много сильных женских персонажей. Почти каждая поименованная женщина здесь не пассивное украшение стола, а действующее лицо со своими интересами. Ярче всего выделяется Нимуэ - ученица Мэрлина, пытающаяся возродить магию древних языческих богов.
"Проклятая"
Малоизвестный комикс Фрэнка Миллера и Тома Уилера в последнее время немало подрос в популярности после того, как Нетфликс снял его адаптацию в виде сериала. Переделав сюжет, выкинув из него огромную долю его самобытности и сделав стандартный подростковый экшен, но любая экранизация идёт в плюс книге (да, я считаю комиксы книгами и литературой), потому что заставляет многих читателей обращать внимание на них после просмотра экранной версии.
Сюжет комикса рассказывает историю всё той же Нимуэ - юной волшебницы, которая здесь показана дочерью Мерлина и королевы фей и которой суждено сыграть решающую роль в истории короля Артура.
Послесловие
Хоть классическая артуриана и определяет женщине пассивную роль, в средневековых рыцарских романах всё же можно изредка найти сильных прекрасных дам, которые способны сами решать свои проблемы, не полагаясь на мужчин. О таких дамах на моём основном блоге недавно вышла статья - сильные женщины при дворе короля Артура