Здравствуйте, дорогие друзья!
С вами Дотошный Турист, и сегодня я расскажу вам ещё об одной малоизвестной детали Санкт-Петербурга.
Как известно, многие любят правда, неизвестно зачем рассматривать дома знаменитостей из той или иной области: кому-то просто интересно с исследовательской точки зрения, а кому-то приятно чувствовать себя чуть причастным.
Сегодня я расскажу вам о двух небольших, слегка обветшалых зданиях на севере Петербурга, в которых в своё время жило много известных людей: концентрация знаменитостей на квадратный метр зашкаливает!
Около парка Сосновка через Светлановский проспект, за Ольгинским прудом (так называемой "Бассейкой") стоят два желтых дома по адресу Жака Дюкло - дома номер 5 и 7. С виду дома выглядят как красивая, но печальная старость: они не имеют охранного статуса -и в каком-то будущем запланированы под снос. Вот и стареют потихоньку самостоятельно.
Эти дома были построены в 1932 - 1934 годах для сотрудников Физико-технического института. Планировалось, что в них будет отдельная котельная, общежитие для аспирантов, детский садик, прачечная, квартиры для научных сотрудников, помещения для дворников в подвалах.
Сейчас трудно себе представить, как это все могло в них уместиться. Но было - факт!
В этих двух домах на улице Жака Дюкло в разное время получили квартиры светила советской науки: Игорь Васильевич Курчатов, Анатолий Петрович Александров, Лев Давидович Ландау, Лев Андреевич Арцимович, Юлий Борисович Харитон, Николай Николаевич Семенов, Жорес Иванович Алферов...
Плеяда гениев науки!
Физик Владимир Константинов (сын второго директора Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе Бориса Павловича Константинова вспоминает:
В 1945 году дирекция института выделила отцу площадь в доме на Ольгинской улице... Папа, мама, моя бабушка и трое мальчишек переехали в комнату в двухкомнатной квартире. Места было мало... ... Вот так некоторое время приходилось жить семье ученого, который в то время уже заведовал лабораторией крупнейшего научного центра страны.
Но история этих домов связана с именами не только научной, но и творческой интеллигенции.
В доме № 5 по улице Жака Дюкло (тогда - дом 12 по Ольгинской улице) жила сестра Льва Арцимовича - актриса Вера Арцимович, вдова кинорежиссера Владимира Георгиевича Лебедева-Шмидтгофа, автора слов всем хорошо известной песни «Эх, хорошо в стране советской жить!». У актрисы было двое детей - Юрий и Ольга, они взяли фамилию матери.
Ольга Арцимович рано вышла замуж, но брак оказался неудачным. Когда она гостила у дяди в Москве, повстречала Булата Окуджаву. Вспыхнула любовь, про которую говорят - «с первого взгляда». Но... Известный уже в то время бард был женат. Влюбленные разошлись со своими супругами и все-таки соединились.
Булат Окуджава перебрался в Ленинград к Ольге Арцимович на улицу Жака Дюкло, где жил два с лишним года вместе с молодой женой и ее матерью. В семье родился сын, которого назвали, как отца, - Булатом.
Про свое ленинградское жилище Булат Окуджава даже написал стихотворение, в котором были такие строки:
Люблю я эту комнату,
где розовеет вереск
в зеленом кувшине.
Люблю я эту комнату,
где проживает ересь
с богами наравне.
Где в этом, только в этом
находят смысл
и ветром
смывают гарь и хлам,
где остро пахнет веком
четырнадцатым
с веком
двадцатым пополам.
Он посвятил эти строки Константину Паустовскому. «Но ведь это мой вереск и мой кувшин! И комната наша, ленинградская, 62-й год», - говорила Ольга Арцимович.
В конце 1930-х годов в одной из квартир того же дома поселился физик Давид Моисеевич Каминкер. После войны в его семье родились два сына. Александр стал доктором физико-математических наук, ныне он работает в Санкт-Петербургском политехническом университете. А Дмитрий — скульптор, основатель творческого объединения «Деревня художников» в Озерках и Коломягах.
В детстве Дима Каминкер учился рисованию у Александра Яковлевича Гаврикова, жившего на втором этаже в соседнем физтеховском доме . Александр Яковлевич в то время вел изостудию в Доме ученых в Лесном, впоследствии он стал первым директором 79-й школы Калининского района.
В начале 1970-х годов, когда Дмитрий Каминкер учился в Мухинском училище, в подвале дома, где жил, он оборудовал себе мастерскую. Вместе с Каминкером в этой мастерской работал Михаил Ершов, ныне тоже известный скульптор, представитель современного искусства.
Почему о домах никто не знает?
Однажды возник вопрос о том, что следовало бы установить на доме мемориальные доски. Местные вспоминали:
«Кто-то из городского начальства, оставив на углу переулка автомобиль, чертыхаясь и спотыкаясь на колдобинах, добрался до дома на озере, посмотрел и сказал: «Не надо подчеркивать, в каких условиях жили эти выдающиеся люди. Какие доски! Что скажут о нас потомки? И вообще это здание давно уже подлежит сносу».
...С тех пор ничего не поменялось. В домах, которые в почти аварийном состоянии, по-прежнему живут люди. Наверное, здания надо сберечь как памятник науки и культуры, но уже несколько раз принимались решения о возведении на их месте новых построек. И пока жители находятся в подвешенном состоянии.
Посмотрите, как выглядят эти дома сегодня (короткий ролик про оба дома: вначале дом 7, потом дом 5 по ул. Жака Дюкло)
Благодарю за помочь с материалом Сергея Глезерова https://vk.com/id25224679
Вам будет интересно:
- Разгадываем: зачем все стремятся на недельку в Комарово?