Писать в соавторстве - тяжелый труд. А каково, когда соавтор - твой собственный брат? Приглашаю на писательскую кухню величайших отечественных фантастов - Аркадия и Бориса Стругацких.
Первой совместной повестью Стругацких стала "Страна багровых туч". Забавно, что написали они её на спор - жена Аркадия Лена поставила на кон бутылку шампанского, желая подзадорить писателей и сподвигнуть их, наконец, написать большую фантастику.
Один из братьев написал первые две части, другой взял на себя завершение. При работе они много спорили, дискутировали. Кстати, в переписке тех лет впервые мелькает имя "Румата" - так потом будут звать героя "Трудно быть богом".
Однажды, отвечая на вопрос поклонника, Борис Стругацкий рассказал, что работали они так:
Обычно мы писали первый черновик со скоростью 5-7 страниц в день. Работали ежедневно, без выходных, по 24-30 (в молодые годы) или по 7-10 (в конце 80-х) дней подряд, с 10 до 14 и с 17 до 19 часов. В большинстве случаев черновик был только один, и 8-листную повесть удавалось полностью закончить за год, а иногда за 7-8 месяцев.
(Под 8-листной повестью Борис Натанович скорее всего имеет в виду 8 авторских листов. В России 1 авторский лист равен 40 000 печатных знаков - прим. канала Книга лучше).
Разумеется, случались и перебои в работе, творческие кризисы.
«Попытка к бегству» (начинали, писали два десятка страниц, потом бросали, мучались, начинали сначала); «Улитка на склоне» (добрую неделю никак не могли начать, потом писали некоторое время благополучно, заканчивали, а спустя полгода переписывали половину заново). «Гадкие лебеди», «Малыш»... «Трудно быть богом» переписывали дважды, «Страну багровых туч»– трижды.
Метод работы Стругацкие для себя выработали специфический. Так, например, большая часть обсуждения происходила устно - проговаривалось каждое слово:
Всегда вдвоем, всегда нос к носу, один за машинкой, другой рядом... предлагается фраза, обсуждается, редактируется, доводится до ума, заносится на бумагу, предлагается вторая фраза... и так– абзац за абзацем, страница за страницей, глава за главой.
Вероятно, здесь и кроется секрет мастерства Стругацких - в их произведениях буквально нет ни одного лишнего предложения. Начинающие писатели могут читать их книги, как учебники литературного мастерства.
Понравилась статья? Мне будет приятно, если поставите "лайк":)