Найти в Дзене
Олеся  Орленко

Трамп собирается продолжать курс на изоляцию Тегерана

Американская администрация хочет продлить эмбарго на поставки оружия и окончательно похоронить соглашение по иранской ядерной программе. В ООН начинаются жаркие дебаты.
Марк де Мирамон

Сначала выйти из иранских ядерных соглашений, потом наложить санкции на Иран за его несоблюдение, а заодно и на страны, продолжающие сотрудничество с Тегераном в рамках этого международного договора. На первый взгляд абсурд. Но в этом состоит дипломатия Дональда Трампа: накануне выборов продемонстрировать способность США наказывать другие страны за несоблюдение американских решений, дипломатическая изоляция Китая и России, а также очередной повод насолить своему предшественнику Обаме. Ультраправый и евангелический электорат действующего президента такое любит. 

Центральное командование армии США (Centcom) заявило, что в ночь со среды на четверг иранскими силами, при поддержке вертолета и двух кораблей, был произведён досмотр танкера, находившегося в нейтральных водах под флагом Либерии. Эта эскалация напряжённости рядом с Ормузским проливом произошёл именно в тот момент, когда Совет Безопасности ООН должен рассмотреть резолюцию, предложенную администрацией Трампа. В резолюции предусматривается продление эмбарго на продажу оружия Тегерану. Срок действия эмбарго истекает 18 октября – всего лишь за несколько дней до президентских выборов в США. Согласно тексту резолюции, эмбарго является частью международного соглашения по иранской ядерной программе, подписанного в июле 2015 года между Ираном, пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН и Германией.

Читайте больше: Исламская Республика, оказавшаяся в тисках американских санкций, добивается возможности продолжить экспорт нефти, чтобы соблюдать соглашение по атомной энергетике.
https://humanite-russie.ru/2020/01/04/sanktsii-orudie-voinstvennoy-strategii-vashingtona/

С учётом российского и китайского вето, у резолюции Дональда Трампа нет никаких шансов на то, чтобы быть принятой. Но её цель заключается в другом: в то время как европейские страны официально продолжают поддерживать соглашение по ядерной программе, президент США пытается за счёт других членов Совета Безопасности усилить изоляцию Москвы и Пекина и предъявить в качестве козыря своим избирателям сомнительный дипломатический успех. Дело в том, что если ООН так и не придёт к согласию в ближайшие дни, то госсекретарь США Майк Помпео рассчитывает воспользоваться положением резолюции 2231 соглашения по ядерной программе, которое предусматривает продление действия санкций в полном объёме под тем предлогом, что частично возобновивший свою приостановленную в 2015 году деятельность Иран не соблюдает свои обязательства по договору… который разорвал сам Трамп!

Но и в этом случае шансы на успех подобного демарша со стороны администрации Трампа крайне малы. 19 июня этого года Париж, Берлин и Лондон публично заявили о том, что не будут поддерживать эту слишком поспешную инициативу – они настроены вести политику переговоров с Тегераном, чтобы спасти соглашение, которое с таким трудом удалось заключить в эпоху президентства Барака Обамы.

Дональд Трамп занят разрушением всех достижений своего предшественника. Эта тактика пользуется неизменным успехом у его электората, особенно у евангелистов. К тому же, подобной дипломатической атакой также намеревается лишить своего конкурента из стана демократов Джо Байдена любой возможности манёвра для нормализации отношений между Вашингтоном и Тегераном. «Иран и всё остальное международное сообщество с немалым удивлением наблюдают, как США стали первым государством в истории ООН, которое не только нарушило им же принятую жёсткую резолюцию, но и наложило санкции на государства и предприятия, следующие условиям этого соглашения и соблюдающие тем самым международное право», – написал министр иностранных дел Исламской Республики в статье, опубликованной в среду в газете Le Monde.

Благодаря существованию принципа экстерриториальности права, позволяющего эффективно налагать санкции на любое государство или предприятие, которое нарушило бы законы, действующие в США, американская дипломатия не выпускает из виду и Пекин. В середине июля Иран и Китай раскрыли основные линии плана стратегического партнёрства, которое, помимо всего прочего, предусматривает китайские инвестиции в иранскую экономику в размере 400 миллиардов долларов в течение двадцати пяти лет в обмен на дешёвые нефть и газ. Договор был ратифицирован лидером Исламской революции Али Хаменеи, но вызвал возмущение среди иранских националистов.