Путь к крепостям лежал правобережьем Иртыша, и, добравшись до Глуховского стану* Паллас посылает вестового «с письмом к находящемуся в Семипалатной крепости Генерал-майору г-ну Станиславскому». Цель – «испросить прикрытие для поездки к соленому озеру, в Киргизской степи лежащему. Посланный им 17-го числа казак возвратился 19-го. Вместо прикрытия он прибыл «с повелением господина Генерала», чтобы учёному отрядили из гарнизона, находящегося в станице, требуемое число людей. Здесь же было только трое обыкновенных казаков, коих можно было бы взять… «Со столь малым числом людей при тогдашних обстоятельствах невозможно было учинить путешествие за границы, не подвергнув себя опасности. Итак, будучи не в состоянии осмотреть озеро, на следующий день расстроенный Паллас отправляется в путь. Дорога шла обыкновенным полем и весьма травянистою низменностью, которая беспрерывно становилась уже, поскольку песчаные холмы опять приближаются к реке.
«Иртыш имеет по сю сторону различные рукава; по им лежит дорога , и они называются Стеклянка, Капитанская и Васюха. На втором выстроена мыза**; между песчаными возвышениями пробивают различные ключи, кои бегут через низменность в Иртыш. Из них один довольно велик и называется Каменка. При последнем ключе, где песчаные холмы опять весьма к Иртышу приближаются, лежит крепость Семипалатная***, на берегу одного рукава. Их здесь река имеет множество, и с находящимися между ними островами она весьма широка. Однако довольно мелка, и, из-за её ширины и множества островов, нельзя было при крепости переправляться. Поэтому обыкновенная здесь с Киргизскими и Азиатскими караванами мена товаром бывает 15-ю верстами выше, где и находится бекет**** и меновой двор. Туда же должны перенести и крепость по новому плану. К чему уже довольные учинены приготовления».
Получается, на берегах Иртыша в районе современного Семея эстафету Старой Крепости передала ещё более Старая? А на месте современной Старой Крепости ранее был меновой двор.
Что же увидел Паллас, успевший столкнуться с равнодушием и отпиской местного начальства: «Старая крепость состоит из деревянных стен четвероугольную фигуру имеющих, на внутренней стороне пристроены казармы, есть две проезжие башни и ров. В ней находится старая деревянная церковь, два дома для начальников, канцелярия и пороховой запасной магазин. Выше и ниже крепости расположены два предместья, оба около ста домов имеющие, обнесённые вместе с крепостью и с палисадом рвом. Предместье, лежащее выше крепости, меньше нижнего, и отделено от крепости ключом. При нём построен торговый дом. Жители состоят из купцов, казаков и отставных драгунов; большую часть оных составляющих.
21-го июня был в Семипалатной, осматривал находящиеся в ... вёрстах выше крепости остатки древнего строения, подавших повод к наименованию сей крепости. Песчаные холмы, на кои при самой крепости въехать должно и продолжать до четырёх верст по чистому песку, дорогу делают весьма трудною. В сей сухой сосновой роще почти ничего не растёт. При истоках ключей растут кусты разного жимолостника, по коим обвивается восточная клематис, а сверх того на таковых местах в великом множестве растёт дикая конопля. В ... вёрстах от Семипалатной, должно с дороги, идущей к Устькаменогорску, свернуть и ехать ближе к Иртышу, где в двух вёрстах находятся развалины вышеупомянутого строения, ... состоящем берегу. Там же положен караул и маяк. Ныне видны еще только развалившиеся стены от трёх строений. О положении прочих можно только судить по насыпям; род строения не хорош, и легко можно признать за Бухарский. Строения расположены без всякого порядка."
Подробное описание развалин, расстояний и размеров, думаю лучше пропустим и вернёмся к первоисточнику:
"О других древних строениях я тут ничего не слыхал, и не знаю о каких развалинах, находящихся в 23 вёрстах от Семипалатной, и в 10 вёрстах по сю сторону ручья Березовки, о коих упоминает г. профессор Гмелин (Часть первая путешествия по Сибири, стр. 225.). По крайней мере, я не мог об оных допроситься и может быть следы их совсем уже исчезли, как и память о них.
В двух вёрстах от Маяка лежит Семипалатной менной двор, место определённое для мены товаров на Иртыше с Азиатскими и Киргизскими купцами. Пред оным должно переезжать чрез крутой и каменистый ручей. Меновное место состоит в нескольких деревянных домиках или лавках, разделённых на ряды, обнесённые рогатками и рвом. Сии лавки определены частью для житья и поклажи товаров здешних российских и Татарских купцов, частью приходящих с караванами Бухарцев. В сём месте чрез Иртыш находится переезд, а на другой стороне построено несколько изб, для нужной остановки Киргизских купцов, но при нынешнем не спокойствии в сём малая надежда. Из малой Бухарии караваны идут по большой части из Ташкента, откуда и ныне некоторые караваны торгуют худыми из хлопчатой бумаги товарами. Сии люди гораздо грубее и упрямее, нежели вежливые Бухарцы из большой Бухарии. Впрочем, мена товаров с Киргизами здесь для тутошних купцов есть выгоднейшая. Жители средней Орды, живущей на Иртыше, весьма еще просты и всякие домашние безделки принимают за великую цену. Купцы, несмотря на дальнюю сюда дорогу, великий имеют выигрыш в скотской торговле; к тому же получаемые от средней Орды лошади и быки гораздо более и сильнее. Овцы здесь частью большого рода, частью малого, похожие на Калмыцких, коих пригоняют наиболее от южных улусов; лошадь стоит здесь от 7, 15 и 20 рублей, бык или корова от 2 до 4 рублей, а овцы от 30 до 40 копеек.
22 июня пробыл я здесь до полудня, в ожидании потребных лошадей. Приведённые были столь худо выбраны, что едва могли перевезти все повозки через находящийся перед Семипалатной песчаный холм. Пришлось лошадей от трёх повозок впрягать в одну и таким образом перевозить повозки. Большая их часть перевезена к ночи за последний песчаный пригорок, кончающийся в десяти вёрстах от крепости; да две повозки оставили ночевать на первых холмах в двух вёрстах от Семипалатной."
Ничего не скажешь, гостеприимно «встретил» генерал-майор утомлённых дальней дорогой путников, не менее «гостеприимно» проводил. Правда невольный бонус он всё-таки заработал – попал на скрижали истории.
*Станица имя свое получила от заглохшего истока реки (Глухая старица), на которой она лежит. Ныне – Глуховка.
**Мы́за (эст. mõis, фин. moisio, латыш. muiža) — в Эстонии, Латвии и Ингерманландии — отдельно стоящая усадьба с хозяйством, поместье.
***Ныне – Старая крепость
****Бекет в военном деле России — передовой сторожевой пост (отряд) или отряд охранения, конный разъезд или стража (караул) у черкас (казаков), от тюркского «укреплять» («делать крепким»), тоже, что и аванпост или пикет.