Олимпийские игры 1968 года в Мехико вписаны золотым дублем советского, читай нашего волейбола. В женском и мужском турнире конкуренцию по традиции 60-х годов составляли японцы. В мужском турнире советская команда неожиданно проиграла сборной США. Поражение 2-3 в то время было, как гром среди ясного неба. Американская команда образца 60-х была не из когорты сильнейших. Поэтому тренер сборной СССР Юрий Клещев написал статью с критическими нотками. Именно её мы предлагаем вашему вниманию. Читаем очередное ретро от Волейбольного города.
Я все еще под сильнейшим впечатлением этих горячих волейбольных дней. Трудно сейчас, сразу после турнира, делать далеко идущие выводы. Схлынут страсти и тогда можно будет детальнее разобраться в наших волейбольных делах и в тех тенденциях, которые ныне наметились.
Меня спрашивают, доволен ли я как тренер результатом турнира. И да, и нет. Конечно, общий результат — золотые олимпийские медали — радует. Наша команда повторила токийский успех. Но мы могли выступить еще лучше! Я имею в виду качество отдельных игр, особенно матч с американцами. В свое время в волейболе, как, скажем, в хоккее с шайбой, была так называемая «Большая пятерка». Эти команды безраздельно владычествовали на мировой волейбольной орбите. И, естественно, они в основном готовились к матчам друг с другом и строили свои расчеты, сообразуясь с техникой и тактикой сильных соперников.
Встречи в Мехико показали, что время премьеров и статистов прошло. Мировой волейбол не только распространился вширь, по многим странам, но и поднялся на новую качественную ступень. Слабых команд теперь нет. Любая может преподнести призерам крупнейших мировых состязаний неожиданный сюрприз. Кто раньше принимал всерьез команды Бельгии или США? Теперь они отлично играют в волейбол и стойко сражаются за победу. Кто раньше слышал о волейбольной команде Мексики? Теперь это интересный ансамбль, игра которого звучит уверенно и победно.
Да, наша беда (и не только наша, но и других испытанных команд), что мы психологически не перестроились. Мы по-прежнему акцентировали внимание на фаворитах, а нам пришлось решать уравнение со многими неизвестными.
И еще об одном скажу. Олимпиада показала, что академическому, скучному волейболу пришел конец. Сейчас на волейбольных площадках торжествуют команды, играющие изобретательно, с огоньком, творчески. Хочешь побеждать — ищи, выдумывай, пробуй. На одни лишь лобовые атаки рассчитывать не приходится. Радует и то, что судьи перестроились в этом же направлении. Они отрешились от педантизма, придерживаясь не мертвой буквы правил, а сохраняя творческое существо игры. В этом отношении нашим арбитрам надо во многом тоже перевооружиться, усвоив, что на первом плане должна быть интересная многообразная игра, а не мелкие придирки.
Вас, разумеется, дорогие читатели, интересует, кого из игроков я прежде всего хотел бы отметить. Конечно же, Ивана Бугаенкова. Поистине неувядаемый мастер! Он был в полном смысле героем мексиканского турнира. Ему удавалось буквально все. В нападении Ваня действовал с поразительной безошибочностью. Лидер в полном смысле этого слова.
И еще меня радует то, что все игроки, вне зависимости от их амплуа, трудолюбиво участвовали в общей, я бы сказал черновой игре. Например, стокилограммовый бомбардир парень из Луганска Владимир Беляев «вытаскивал» такие, казалось бы безнадежные, мячи, что все только диву давались.
Виктор Михальчук не терялся, когда ему приходилось заменять такого талантливого дирижера, как Георгий Мондзолевский. А ведь Мондзолевский снискал себе репутацию лучшего распасовщика в мире.
Юрий КЛЕЩЕВ,
тренер мужской сборной СССР по волейболу