Задавались ли вы вопросом, почему в Бразилии так часто можно услышать игроков с короткими прозвищами вместо фамилий: Кака, Дида, Халк, Пеле, Вагнер Лав, Моцарт, Габигол, Кафу, Гарринча и т.п.?
Да, это всё прозвища, а не имена или фамилии футболистов. В Бразилии это касается не только футбола - в этой стране прозвища куда важней истинных фамилий. Откуда это повелось? Давайте разбираться, это достаточно любопытно!
Бразилия стала колонией Португалии еще в 16 веке, в страну завозилось много рабов, которых никто не называл по именам. Хозяева давали им прозвища, которые оставались с ними навсегда. Позже, обретя независимость, в Бразилии повелось брать имена по португальскому принципу - имя + фамилия и матери, и отца. Выходило очень длинно и формально, а бразильцы люди простые. Называть кого-то по прозвищу - это сближает, разговор сразу становится приятней.
Лирис Видеманн - координатор Программы португальского языка в Стэнфорде, уроженец Порту-Алегри, объясняет:
"Мы не используем фамилии, это отражает черту в культуре, которая более персонализирована. Мы заботимся о человеке, а человек - это не фамилия, мы называем его тем именем, которое ему более свойственно".
Если вы спросили бы пару лет назад в раздевалке "Палмейраса", кто такой Габриэль Жезус, никто бы ничего не понял. Дело в том, что нынешнего форварда "Ман Сити" называли исключительно Борел - в честь певца Nego de Borel, на которого Жезус очень похож внешне. Однако футболисту пришлось отказатсья от прозвища и выступать исключительно под своим именем - таков был совет его окружения, агента и представителей Сити. Почему?
Футбол выходит на такой уровень, что это скорее бизнес, а не игра или развлечение. Имея шутливое прозвище, стать настоящим брендом гораздо сложнее, а в силу маркетинга важно, чтобы игрок был идентичностью, а не назван в честь птички (Гарринча), супергероя (Халк), любовных историй (Лав), композитора (Моцарт), бразильского штата (Жуниньо Пернамбукано) и т.п. Поэтому всё больше бразильских клубов не позволяют своим игрокам выступать под прозвищами, а ЧМ-2018 стал едва ли не первым, на котором в бразильской заявке сборной не нашлось ни единого прозвища.
Любопытно, что тренером "селесао" является Тите, истинное имя которого - Аденор Леонардо Бакки. Почему же тогда Тите? В юности, когда Луиз Фелипе Сколари был начинающим тренером, он заметил молодого Аденора, играющего на территории колледжа. Парнишка был одет в случайную футболку, на которой была случайная надпись Тите, возможно, какой-то спонсор. Однако Сколари посчитал, что это имя парнишки. С тех пор он обращался к нему Тите, и сегодня он известен на весь мир.
***
Прошу подписываться на мой телеграм-канал @igraravna https://web.telegram.org/#/im?p=@igraravna , где ожидается больше любопытных историй и фактов.
Любой ваш фидбэк - огромная помощь в создании дальнейшего контента. Спасибо.