ВДНХ, детище советского периода, получает новую жизнь в наши дни. Своего рода эпиграфом к прогулке по нынешней ВДНХ могли бы стать строки Есенина о Москве:
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
Не всегда признаки роскошной Азии прочитываются на рациональном уровне; ведь ландшафт ВДНХ и не особо менялся с советских времён, с далёкой поры, когда Россия старалась обогнать Европу и Америку в настроениях урбанистического бума. А всё-таки именно сегодня былое начинание блещет азиатскими красками. К ним буквально относится преобладание охристого, жёлтого, золотистого цветов. А в широком иносказательном смысле с Азией ассоциируются построенные на восточный лад величественные здания, разбитые в азиатском стиле роскошные сады, среди которых посетитель почти теряется и в то же время ощущает роздых, мысленно произносит некое огромное «Ах!».
О нет, не говорим, будто Азия - это плохо, а Европа или что-то другое - это хорошо. Скорее, напротив, имя Есенина своего рода гарант внутренней неподсудности ВДНХ сегодня. Это пространство, где можно и отдохнуть, и поразмыслить о жизни.
Посещая ВДНХ сегодня, мы одновременно путешествуем в прошлое, с которого начинался этот развлекательно-выставочный проект. Всё сразу осмотреть, разумеется, невозможно, и всякое наше единичное знакомство с ВДНХ будет выборочным.
Перед нами фонтан с золотистыми скульптурами девушек, который возник на ВДНХ после войны. Примечательна его предыстория. Страна была разорена войной, и хотя фашистов разгромили, страна бедствовала. Золота не хватало.
Попыхивая трубкой, Сталин сказал:
«Разве наши девушки не достойны того, чтобы их увековечить в золоте?».
В те суровые времена слово вождя было законом, и вопреки невозможности золото добыли. И до сих пор фонтан украшают золотые девушки.
А что если бы человек, ответственный за скульптурное обустройство фонтана, ответил бы Сталину замысловатым вопросом: «Наши девушки достойны гораздо большего количества золота, нежели то, которое нужно, чтобы позолотить скульптуры, но хватит ли у страны, истерзанной послевоенной разрухой, материальных средств, чтобы воздать девушкам должное?».
Возможно, Сталин, при всём своём тиранстве, оценил бы вопрос-ответ, и судьба фонтана могла бы стать иной. Но никто не решился возражать гегемону.
На ВДНХ оживает и другой фрагмент далёкого прошлого. Однажды Сталин закурил в чайхане свою полулегендарную трубку. Чайханщик, не моргнув глазом, сделал ему замечание: «Товарищ, у нас не курят». Свита Сталина, разумеется, громко вознегодовала. Однако обладатель трубки и усов оценил служебную принципиальность чайханщика. Тот не только не был наказан, но был лично вознаграждён главой правительства. Получил внушительную денежную премию и был поставлен в пример другим.
Мысленно движемся далее. Перед нами павильон «Беларусь». Который вызывает неизбежную ассоциацию с иным свирепым батькой, с Лукашенко, нынешним главой Белоруссии. До чего же добротны белорусские товары! А уж белорусское мороженное, пожалуй, выгодно поспорило бы даже с европейскими аналогами. Летом в жару белорусское мороженное на ВДНХ очень кстати. Всё натуральное, для здоровья полезное, всё безупречного качества.
В то же время на душе является невольное удивление. Там в Белоруссии добротное крепкое хозяйство, а всё-таки мировых классиков - Пушкина, Гоголя - породила нищая Россия. Неужели хаос и нищета как-то парадоксально связаны с великой культурой? Непостижимо!
Осмотреть всё ВДНХ за один раз физически невозможно, там и множество павильонов, и расстояния между ними внушительные. Зато после длительной прогулки есть возможность отдохнуть в гостеприимном армянском ресторане "Арарат".
Армянская культура имеет древние корни и побуждает задуматься о том, что древо человечества едино и различные языцы, различные народы, сохраняя свою уникальность, могут сосуществовать в диалоге.
Армяне на редкость деликатны, точны, предупредительны. В ресторане подаются неожиданно щедрые порции, так что, например, одной тарелкой баранины можно полноценно насытиться. Не говорим уж о всём прочем великолепии.
Почему-то считается, будто армяне переперчивают пищу - но нет, всего в меру. Армянская культура образчик сдержанности и такта во всём.
И нельзя сказать, что блюда, входящие в состав меню, стоят втридорога, совсем нет. Иное дело, что среднему классу удаётся толком посидеть в Армянском ресторане всё же с некоторой натяжкой - но блюда изготовлены на высшем уровне и действительно того стоят. фото Анны Геронимус
Ну что ж, до следующих прогулок по ВДНХ!