Многие считают или считали, что Лобное место на Красной площади в Москве было предназначено для проведения публичных казней. Другие же опровергают это утверждение.
Более правы, конечно, последние, но …
Лобное место, действительно, больше использовалось во времена средневековья как своеобразная трибуна, с которой зачитывались важнейшие царские и государственные указы.
Кроме этого, именно здесь начинались ежегодные празднования Вербного воскресенья, где патриарх одаривал знать и царя освященными веточками вербы, после чего, по традиции, садился на осла и покидал Красную площадь.
Но публичную казнь на Лобном месте однажды всё же провели, что подтверждается историческими документами.
Кем же был этот человек и почему удосужился «такой чести»?
Казнь случилась 11 июля 1682 года во времена регенства царевны Софьи – старшей сестры будущего российского императора Петра I. Именно по ее приказу на эшафот был отправлен священнослужитель из Суздаля Никита Пустосвят.
Он был сторонником старой веры вместе с протопопом Аввакумом и неистово боролся против церковных реформ, проводимых патриархом Никоном.
Кроме этого, изобличал высших иерархов Русской Православной церкви и написал свою знаменитую «Челобитную», в которой подверг критике церковных реформаторов и их идеи.
С 1665 года преследовался церковью и спустя год был лишен сана и отлучен от церкви. В качестве наказания Пустосвята заточили в темницу Николо-Угрешского монастыря, где он пробыл до 1667 года. После подачи прошения о помиловании царю Алексею Михайловичу, был освобожден, но в сане не восстановлен.
Далее о Никите Пустосвяте ничего не известно, вплоть до смерти самодержца Феодора Алексеевича.
Именно тогда была предпринята попытка вернуть церкви «древлее благочестие», т.е. отказаться от никоновских реформ. Возглавил бунт князь Хованский, привлекший к этому вопросу и Пустосвята. Они таки сумели добиться «прений о вере» в присутствии царствующих особ и иерархов церкви.
Жаркие дебаты проходили в Грановитой палате Кремля, но ни к чему ни привели. Каждая из сторон-оппонентов считала себя победителем, о чем громогласно заявляла.
Это обстоятельство не устраивало правящую верхушку. Царевна Софья повелела схватить Пустосвята и часть его последователей, а уже наутро мятежного священника-старообрядца казнили на Лобном месте, отрубив ему голову.
Читайте также на моём канале:
· Главный московский скупердяй и его «стыдная» клиника (часть 1)
· Китай-город. Почему так необычно для Руси назвали район Москвы
· Как выглядела Москва до пожара 1812 года? Картины Алексеева
· Кто сегодня живет в Кремле?
· Какой представляли Москву будущего в 1914 году?
· Как князь Голицын проиграл жену в карты?