Ольга Мичи - авантюристка, которая следует за мечтой
Мини-анкета:
· Кто она? -- Москвичка, путешественница, по образованию – дипломат, по призванию -- фотограф.
· Специализация: первозданная природа, жизнь диких племен.
· Место рождения – Куба, Гавана.
· Охота к перемене мест – из детства, из родительской семьи (папа военный).
· Что привлекало в школе – только лидерство.
· Что повлияло на выбор жизненного пути? – Множество книг о путешественниках и путешествиях в домашней библиотеке.
Как я стала путешествовать
Я закончила институт, получила «корочки» дипломата. Пока училась, встретила «принца на белом коне», вышла замуж, родила сына и стала домоседкой. Вот тогда-то во всей полноте и ощутила, что такой образ жизни – не по мне. Спасибо маме, она всегда мне помогала и поддерживала, поэтому, когда увидела, что мне совсем невмоготу, стала отпускать меня «проветриться», взяв на себя заботу о маленьком Вите.
Сначала я ездила как все - по традиционным туристическим маршрутам. И фотографии делала обычной «мыльницей». Но это мне быстро наскучило. Захотелось увидеть необычное - уголки, где все сохранилось в первозданном виде – и природа, и животный мир, и люди там живут так, как жили десятки тысяч лет назад! Причем этот «затерянный мир» грозит исчезнуть в ближайшем будущем, цивилизация наступает, значит, надо торопиться! Цель была поставлена. Я освоила профессиональную фототехнику и, обложившись книгами, стала готовиться к первой экспедиции.
Родители меня учили: «Если есть у тебя цель – иди к ней упорно и не жалуйся на трудности. Только тогда победишь».
Я очень сильная физически. К каждой поездке тщательно готовлюсь, тренируюсь: занимаюсь плаванием, боксом... Это обязательно.
Акула нападает только исподтишка
Муж никогда не препятствовал мне в моих стремлениях. Однако и компанию в путешествиях не составлял. Он предпочитает комфортные европейские страны, а если экстрим, то - спортивный. Такие поездки – чтобы жить в палатках, купаться в холодной воде – не для него. Но это не мешает нам быть вполне благополучной семьей. А вот 10-летний Виктор часто путешествует со мной -- Австралия, Мексика, Намибия, ЮАР, Зимбабве, Ботсвана, Латинская Америка. В те уголки Земли, которые я считаю безопасными для ребенка, я беру его с собой. Он выносливый. И очень смышленый.
Начинала я ездить с близкими друзьями и братом. Когда стала наведываться в страны экстремальные и дикие, например, вглубь Африки – в Бенин, Того, Сенегал, Эфиопию, я поняла, что нужны грамотные проводники. Стала искать таких рейнджеров среди белого местного населения. Потому что они знают диалекты, обычаи, правила поведения, подскажут, где может ждать опасность. Команду, с которой езжу сейчас, я собирала долго. Не один год прошел, прежде чем нашла реально опытных людей, которые помогают взаимодействовать с племенами, с природой. В последнее время путешествую еще в компании всемирно известных фотографов и кинооператоров, охотников до дикой природы.
В Окаванго водятся крокодилы до шести метров в длину. Мы погружались втроем. Большой группой - нельзя. Дело в том, что крокодил очень плохо видит под водой, поэтому атакует только на поверхности, то есть дно -- наиболее безопасное место. Однако, если он видит в мутной воде много силуэтов, то решает, что его окружают, и может напасть. Когда нас только трое, мы не перекрываем ему путь к отходу, и крокодил спокойно лежит, расслабленный, на дне, позволяя себя измерять, фотографировать… Там же, на Окаванго, в прошлом году крокодил атаковал группу дайверов из Южной Африки. Их было больше пяти, они окружили, напугали его. В результате один человек серьезно пострадал.
Вообще, любое животное атакует лишь в случае опасности. Как правило. Например, акула… Сейчас я занимаюсь дайвингом с большой белой акулой. Без клетки. То есть я и мои наставники, опытные профессионалы (поодиночке погружаться нельзя), ничем от акулы не защищены. Сначала я побаивалась. Потом мне объяснили, что акула нападает, если человек находится на поверхности. Потому что она видит тень, не понимает, что это, пугается и нападает. Если же ты с ней на одном уровне и акула видит, что ты ее видишь и не ведешь себя агрессивно, она тоже спокойна. Если все же нападает, то только исподтишка, сзади. Но этого не допустят люди, которые рядом с тобой.
Приседай перед гориллой
Да, очень многое зависит от тех, кто рядом. Например, был случай в Уганде. Большая самка гориллы сделала выпад в нашу строну, затем попыталась атаковать. И все потому, что один молодой человек, случайно оказавшийся в нашей команде, постоянно нарушал дистанцию до животного. А там есть свои правила. Например, между тобой и гориллой должно быть не менее 7 метров, нельзя трогать кустарники, листву которых любят есть гориллы, потому что они это воспринимают как покушение на их пищу. Самка делала выпады – значит, пыталась напугать, демонстрировала силу. Этому парню следовало просто присесть и показать таким образом, что он маленький и не собирается причинить ей зло. Так нужно по правилам. А он побежал. Естественно, самка кинулась вдогонку, поняв свое преимущество. Я стояла сзади, парень врезался в меня, мы с ним упали в разные стороны, благодаря чему атаки не случилось. Мы своим падением так потрясли самку, что она остановилась (смеется).
Но ошибиться могут и опытные люди. Например, в ЮАР был случай на сафари. Наш рейнджер не оценил опасности, и мы, так уж вышло, отрезали большого самца-слона от семейства слоних со слонятами. И он это посчитал как нарушение его территории и бросился на защиту самок. Только наличие ружья его остановило. Слона, к счастью, убивать не пришлось. Оказалось достаточно передергивания затвора, потому что, как правило, животные знают этот звук и то, что за ним следует, поэтому боятся. Если бы у рейнджера не было ружья, не знаю, что было бы с нами.
Пирамида-пустышка
…Организовать экспедицию в Гватемалу в заброшенный город Эльмирадор тоже было моей мечтой. Это – в далеком прошлом один из крупнейших городов майя, торговый центр. Он был найден во второй половине ХХ века, обнаружен со спутника. В 70-х годах туда пришли американские ученые. Но поскольку город оказался труднодоступным, а строительство дороги слишком дорогим, ученые ушли. Они заколотили все двери в пирамиды-гробницы, которые были уже очищены и открыты. Так и остался этот город заброшенным в джунглях. У нас путь в Эльмирадор занял три дня. Шли пешком, ночевали в палатках, выгоняя из них змей и тарантулов. Там я окончательно избавилась от страха перед ними. С нами были два проводника из деревни. Когда дошли до цели, они предложили войти в пирамиду, и искушение было настолько велико, что мы не устояли. Сняли дверь и вошли. Что там увидели? В пирамидах майя практически нет ничего. В отличие от захоронений инков. Вот у тех - буйство красок, красивые наряды, золотые украшения… А в Эльмирадоре мы только в одной пирамиде обнаружили огромную маску – примерно два на два метра. К сожалению, я не смогла ее сфотографировать, потому что расстояние между стенами было очень близкое. Можно было только любоваться. Но впечатление все равно осталось сильным.
Еще про Ольгу Мичи:
«Я пошла к вождю с деньгами и ножом...» ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ -- про вуду
Записала Марина Бойкова, Москва, специально для "Лилит"