Найти в Дзене
Морская коллекция

Броненосцы береговой обороны. Таранный абсурд. «Катадин»

Оглавление

Появление броненосных кораблей в середине 19-го века кардинально изменило войну на море. В борьбе брони и снаряда почти на полвека безоговорочно победила броня. Артиллерия против броненосцев оказалась бессильна. Орудия становились все более совершенными, нарезными, бомбическими, длинноствольными, увеличивали свой калибр до монструозных до 450 мм, но потопить броненосец не могли. Ядра, бомбы, снаряды с одинаковым успехом отскакивали от бронированных бортов "Тоннанта", "Монитора" или "Гуаскара".

Только один способ отправлял на дно броненосец с почти стопроцентной вероятностью-таран. Его звездный час случился в битве при Лиссе в 1866 году, когда австрийский флот разгромил итальянскую броненосную эскадру с помощью умелого применения тарана. С помощью "дружественного тарана" на дно был отправлен и новейший флагманский британский броненосец "Виктория".

Таран стал обязательным атрибутом боевых кораблей на добрые полвека. Но были сделаны и более далеко идущие выводы. Когда артиллерия не может потопить броненосца, а таран может почти гарантированно потопить все, что плавает, то идеальным боевым кораблем становится броненосный таран, неуязвимый от пушек и смертельно опасный для врагов. В основном строили компромиссные варианты- броненосцы с мощным тараном и мощным погонным артиллерийским и торпедным огнем.

Британцы на "Полифемусе" поэкспериментировали с другим концептом- быстроходный таран с встроенным носовым торпедным аппаратом. Только бронирован он был в основном водой, на 90% располагаясь ниже ватерлинии.

Именно HMS Polyphemus вдохновил американского контр-адмирала Даниэля Аммена, разглядевшего в нем идеальный корабль уже не внезапного нападения, а классической береговой обороны. Только он решил вопрос кардинально, именно таран должен был стать единственным оружием броненосца.

В отличие от "Полефемуса" защищала корабль не только вода и броневая палуба, но и толстое стальное бронирование бортов и рубки.

Адмирал, герой гражданской войны, смог пробить в Конгрессе финансирование постройки корабля нового типа.

-2
-4

В 1889 году верфи Bath Iron Works в Бате, штат Мэн был выдан заказ на постройку бронированного тарана. В июле 1891 года был заложен киль нового корабля. 4 февраля 1893 года он сошел на воду под именем «Катадин», в честь горного пика в штате Мэн, вторым этого имени в американском флоте. Крестной матерью броненосца стала мисс Уна Соли, дочь помощника министра флота Джеймса Р. Соли. В строй корабль ввели в нью-йоркском арсенале 20 февраля 1897 года.

Долгий период доводки и испытаний был связан с крайне неудачными характеристиками корабля, продемонстрированными на испытаниях. Проектной скорости в 17 узлов достичь так и не удалось. На состоявшихся в 1894 году испытаниях получилось лишь 14 узлов. За два года путем шаманских танцев с бубном, экспериментам с винтами и машинами, удалось добиться только 16.

-5

Кроме того обитаемость корабля оказалась значительно хуже американских стандартов. Теснота и плохая вентиляция делали длительное пребывание в душном и жарком корпусе невыносимым.

Пока судостроители пытались довести до ума незадавшийся корабль, командование решало что с ним делать, в стандарты Нового флота он никак не укладывался.

В газеты просачивались слухи о самых фантастических вариантах. Муссировались, например, «абсолютно точные» сведения из «проверенных источников» о продаже тарана Венесуэле или кубинским повстанцам.

Видимо переговоры успехом не увенчались и 20 февраля 1896 года «Катадин» все-таки вошел в состав флота Соединенных Штатов.

-6

-8

«Катадин» USS "Katahdin" . Bath Iron Works, Бат, Мэн. Строительство начато июль 1891 года . Спущен на воду 4 февраля 1893 года. Введён в эксплуатацию 20 февраля 1896 года. Выведен из состава флота 8 октября 1898 года. Списан 9 июля 1909 г. Переоборудован в корабль-мишень и потоплен в сентябре 1909 года

Водоизмещение 2155 длинных тонн (2190 т) нормальное, 2383 длинных тонны (2421 т) с полной нагрузкой. Длина 76,43 м. Ширина 13,23 м . Осадка 4,6 м
Бронирование-Гарвеевская и никелевая сталь, борта 152–76 мм; рубка 460 миллиметров ; палуба 152–51 мм
Двигатели- две горизонтальные паровые машины тройного расширения, 4800 л.с., 2 винта, Скорость хода 16 узла максимальная. Экипаж 97 человек
Вооружение изначально отсутствовало, затем установлены четыре 6-фунтовые нарезные пушки

«Катадин» имел стальной сигарообразный однопалубный корпус, на 90 % находившийся под водой. Соответственно, нижняя, подводная часть была защищена водяной броней. Надводная же часть имела броневой пояс гарвеевской брони 76 мм на метровой подложке из сосны. Карапасная броневая палуба беспрецедентной толщиной до 152 мм начиналась едва не от ватерлинии. Боевая рубка имела броню 460 мм толщины.

-11

Бортовая и палубная броня надежно защищали даже от крупнокалиберных снарядов, который могли поразить полуподводный корабль по касательной, рикошетом или осколками. Рубка же могла встретить вражеский снаряд броневыми плитами, достойными хорошего линкора.

Две паровых машины расчетной мощностью в 4800 л.с. не смогли обеспечить кораблю проектной 17 или даже 18 узловой скорости. После длительных работ по исправлению недостатков "Катадин" показал лишь 16. При этом температура внутри корабля была почти невыносимой для людей при очень слабой вентиляции.

Кроме того почти подводный корабль имел отвратительную управляемость, плохо слушался руля и обладал большим радиусом циркуляции. Обзор с низко расположенного мостика был крайне неудовлетворительным.

Единственным оружием броненосца по проекту был таран, опирающийся на прочный силовой набор корпуса, усиленного броней. Впоследствии добавили четыре 6 фунтовых нарезных пушки. 57 мм орудие могло стрелять 2,75 кг снарядами с начальной скоростью 500-680 м/с на 3000 метров при прямой наводке и до 8000 метров при навесной стрельбе. Бронепробиваемость на 1000 метрах- 50 мм конструкционной стали.

-12
-13
-14

-15
-16

Уникальный корабль вошел в состав флота 20 февраля 1896 года. Уже 4 марта 1897 года, в день инаугурации президента Уильяма Мак-Кинли, он покинул Нью-Йорк и 17 апреля 1897 года в арсенале Филадельфии был выведен в резерв.

10 марта 1898 году, перед предстоящей войной с Испанией, таран был снова мобилизован. Он вошел в состав Североатлантической эскадры и был назначен охранять порты Новой Англии, до Норфолка включительно, на случай рейдов броненосных крейсеров адмирала Сервера. 3 июля 1898 года эскадра Серверы в полном составе ушла на дно, угроза американскому побережью исчезла.

Невозможность хоть какого-то применения этого чуда инженерной мысли заставила поставить "Катадин" на стоянку, 8 октября его вернули в резерв. 9 июля 1909 года броненосец вычеркнули из списков флота, переименовали в опытовый корабль «Баллистическая экспериментальная цель А».

В сентябре 1909 году он был использован в качестве мишени на стрельбах у косы Раппаханнок (штат Вирджиния) и затонул.

USS Katahdin на фоне крейсеров USS Columbia и USS Minneapolis
USS Katahdin на фоне крейсеров USS Columbia и USS Minneapolis

-18

броненосный таран, вид спереди-слева.
броненосный таран, вид спереди-слева.

броненосный таран, вид сбоку. Поздний вариант, с пушками
броненосный таран, вид сбоку. Поздний вариант, с пушками

-24

-25

-26

-27

-28

-29

Боевое применение чудо-корабля современники представляли себе примерно так- к кораблю агрессору на полном ходу подходит броненосный таран и пробивает ему борт. Враг идет ко дну, можно отмечать победу.

-30

Хотя в реальности погоня 16 узлового маломореходного и маломаневренного "Катадина" за 20 узловыми броненосными испанскими крейсерами ничего кроме смеха у наблюдателей бы не вызвала.

-31

Идея броненосного тарана для конца 80-х была вполне логичной и имевшей право на жизнь. Как-то же надо было топить броненосцы, которые снаряды не берут.

Только надо было подобраться к вражескому борту либо очень быстро либо совсем незаметно. В дальнейшем эти задачи достались соответственно торпедным катерам и подводным лодкам.

Американцам тогда не хватило опыта, чтобы обеспечить свое детище хотя бы приемлемой скоростью. Медленный же, пусть и бронированный "Катадин" к середине 90-х стал потенциальной, но законной добычей крупнокалиберной скорострельной артиллерии.

Приспособить к чему-то другому таранный корабль береговой обороны , последний таран в мире, американцы не смогли. Корабль прожил короткую и скудную на события жизнь. Через десятилетие после вступления в строй он был безжалостно расстрелян более удачливыми коллегами у косы Раппаханнок.

Надо отдать должное американским адмиралам, не боялись экспериментировать. Полученный опыт не прошел напрасно, вскоре США стали одним из лидеров в создании подводных лодок. Здесь и пригодились некоторые конструкторские решения "Катадина".

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам