Найти тему

Узнал, как делали спецэффекты в советской кинофантастике. Некоторые приёмы реально впечатлили

Оглавление

На моём канале уже выходило несколько статей, посвящённых созданию спецэффектов и грима в фантастическом кино (ссылки на некоторые из них будут в конце этой статьи). Речь в них шла исключительно о Голливуде, что не очень справедливо. В СССР тоже снимали фантастику и тоже находили интересные решения при создании специальных эффектов.

Сегодня расскажу о тех, которые меня особенно впечатлили.

Кадр из фильма "Гостья из будущего". На обложку;)
Кадр из фильма "Гостья из будущего". На обложку;)

«Человек-амфибия». 1961 год

Про «Гостью из будущего» мы обязательно сегодня поговорим, но начать хочется с этого фильма режиссёра Владимира Чеботарёва. В нём было много интересных находок и придумок (например, чешуйки костюма главного героя были сделаны из старой киноплёнки).

Но мне больше всего понравилась простота и изящность следующего решения: создателям фильма очень хотелось показать глубины океана живыми, наполненными рыбой. Им это удалось, получилась вот такая картинка:

-2

Вот только снимали это в местности, где море не было настолько богато живностью. Поэтому... перед камерой размещали специальный аквариум, сквозь который велась съёмка. Создавалась иллюзия, что рыбки плавают прямо в океане.

«Петля Ориона». 1980 год

В этом фильме очень удачно получилось показать голографическое изображение людей. Выглядело это примерно вот так:

-3

Эффект достигался с помощью проекций изображения на несколько стёкол, затем изображения просто-напросто склеивались. И никакой компьютерной графики!

«Москва — Кассиопея». 1973 год

В Сети очень любят писать о том, как мастшабно Кристофер Нолан снимал сцену с вращающимся коридором для фильма «Начало». Впечатляющая декорация, вращающаяся вокруг своей оси, обошлась в пять миллионов долларов.

А ведь похожая (по крайней мере в своей идее) конструкция была применена в СССР в 1973 году для съёмок сцен с невесомостью.

18 метровый коридор вращался на все 360 градусов, а внутри была жестко закреплена камера. Если быть точным, то вращаться могли отдельные секции коридора, независимо от остальных. Актёры, игравшие космонавтов, просто двигались ей на встречу, а за счёт вращения коридора и ракурса съёмки создавалась иллюзиция невесомости.

Качество картинки не очень, но выглядит это примерно так
Качество картинки не очень, но выглядит это примерно так

«Гостья из будущего» 1985 год

Как я и говорил, немного обсудим то, как снимали приключения Алисы Селезнёвой. Многие должны помнить забавные маленькие авто, которые якобы парят в небесах будущего. (Могу ошибаться, но кажется они назывались флипы).

Вот так вот они выглядели
Вот так вот они выглядели

Что касается сцен полётов, то как раз их сняли довольно быстро и дешево: относительно небольшие макеты подвешивали на подъёмном кране. Движение крана и создовало иллюзию полёта (троссы, на которых висели макеты, просто красили под цвет неба).

А вот большие флипы, как на кадре выше, обошлись съёмочной группе довольно дорого: их сделали всего пять, и каждый стоил, как новенький «Жигуль». Эти машинки уже не парили в небе: такая иллюзия создавалась с помощью медленно и плавно ехавших грузовиков - флипы присоединяли к ним специально выдуманным криплением.

«Старик Хоттабыч». 1956 год

-6

Закончить хочется именно этим фильмом. Я понимаю, что это скорее детская сказка, чем серьёзная фантастика, но там было много классных решений. Особенно для середины пятидесятых.

В этом киношедевре есть уморительная сцена на футболе, когда заколдованные ворота словно ожили и делают всё, чтобы мяч в них залетел.

Сняли это довольно просто: ворота изготовили раздвижными и в части сцен они разъезжались с помощью специальных рейсов. Для сцены, где одна из штанг изгибается, чтобы пропустить мяч в ворота, эту штангу и вовсе сделали из резины. Рабочие, находившиеся в не кадра, просто тянули её в нужную сторону.

Для съёмок полёта на ковре-самолёте придумали интересное решение: часть эпизода сняли на крыше гостиницы «Пекин». Остальное же снимали так: на большом экране крутились заранее отснятые сцены, а на фоне этого подвесили ковёр с актёрами. Создаётся ощущение, что персонажи реально летят, ведь на фоне быстро сменяется картинка.

Конечно, это далеко не все интересные ходы и технические решения киномастеров СССР. Одни только спецэффекты, созданные Павлом Клушанцевым, заслуживают отдельной статьи. Возможно, когда-нибудь я её и напишу.

А какие интересные сцены со спецэффектами из старого фантастического кино запомнились вам? Знаете ли вы, как именно их снимали? Делитесь в комметариях!

Здесь рубрикатор со всеми статьями о гриме и спецэффектах в кинофантастике