Суворов Александр Васильевич - великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), князь Италийский (1799 г.), граф Рымникский (1789 г.), граф Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, гранд Сардинского королевства и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских орденов своего времени, а также многих иностранных военных орденов.
В этом великом полководце отменно сочетались качества победителя-завоевателя и просвещенного гуманиста, гражданина и патриота.
«Этот полудикий герой соединял в себе с весьма невзрачной наружностью такие причуды, которые можно было бы счесть за выходки помешательства, если бы они не исходили из расчётов ума тонкого и дальновидного.
Суворов был среднего роста, сухощавый; имел покрытое морщинами лицо, большой рот, взгляд быстрый и часто грозный, волосы седые, но под этою оригинальною оболочкой таились дарования великого военного гения.
Суворов был большой чудак, любил проказничать. Императрица Екатерина однажды сказала, что все великие люди имели что-нибудь особенное, чем отличались от прочих людей. Суворов услышал это, и скоро все заговорили о его чудных поступках.
Суворов умел заставить солдат боготворить себя и бояться.
Он был меч России, бич Турок и гроза Поляков.
Жестокий порывами, бесстрашный по натуре, он мог невозмутимо-спокойно видеть потоки крови, пожарища разгромленных городов, запустение истребленных нив.
Это была копия Аттилы, с его суеверием, верою в колдовство, в предвещания, в таинственное влияние светил. Словом, Суворов имел в себе все слабости народа и высокие качества героев.»
Такое описание личности и внешности Александра Васильевича Суворова дал встречавшийся с ним король Франции Людовик XVIII
Родители
Отец - Суворов Василий Иванович, прапорщик Преображенского полка, впоследствии генерал - аншеф, сенатор. Был крестником императора Петра I Великого и одним из образованнейших людей своего времени, автором первого русского военного словаря.
В 1754 г. назначен членом военной коллегии; в 1760 г. командирован в действующую армию «состоять при провиантском правлении», затем императрицей Елизаветой назначен сенатором и, в январе 1761 г., — генерал-губернатором (третьим по счёту) завоеванной части Пруссии.
Рвение нового губернатора на ниве увеличения доходов в казну и упорядочивания отношений с местными чиновниками породили у последних неприязнь и письма недовольных «завалили» канцелярию императорского двора.
В январе 1762 г. Пётр III назначил Василия Ивановича Суворова сибирским губернатором, но он не поехал туда и в июне того же года принял участие в свержении Петра III.
Вступившая на престол императрица Екатерина II возлагала на него исполнение различных поручений.
Мать - Суворова (Манукова) Авдотья Федосеевна. О ней сохранилось крайне мало сведений.
По одной из версий, её отец, Феодосий Семёнович, принадлежал к старинному роду московского служилого дворянства, с 1725 г. был вице-президентом Вотчинной коллегии.
Но иногда можно встретить утверждение, что мать Александра Васильевича Суворова была армянского происхождения, однако эта версия в научной литературе о Суворове подвергается критике.
Александр Васильевич Суворов назван Александром в честь Александра Невского.
Происхождение. Юность Суворова
Родился 13 (24) ноября 1729 или 1730 года в семье военного, генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова (крестника Петра I Великого), в Москве.
Детство Александр Васильевич Суворов провёл в отцовском имении в деревне. Александр Суворов рос слабым, часто болел. В малорослом, хилом и невзрачном мальчике трудно было предугадать будущего великого полководца, пробившего себе дорогу к высшим почестям не силой могущественных связей, а только своими личными дарованиями и железным характером.
Отец готовил его на гражданскую службу, однако с детских лет Александр Васильевич Суворов проявил тягу к военному делу, пользуясь богатейшей отцовской библиотекой: изучал артиллерию, фортификацию, военную историю.
Решив стать военным, Александр Васильевич стал закаляться и заниматься физическими упражнениями.
Большое влияние на судьбу Суворова оказал генерал Ганнибал — друг семьи Суворовых, который, заметив тягу мальчика к военному делу и образованность, повлиял на его отца, чтобы тот избрал для сына военную карьеру.
1742 год - Зачислен на военную службу в Семеновский гвардейский полк, чтобы начать положенную законом выслугу лет для офицерского чина.
1748 год - В чине капрала приступил к действительной службе в Семеновском полку. В полковой истории лейб-гвардии Семеновского полка о годах службы в нем Суворова сказано следующее: «Поступил в лейб-гвардии Семеновский полк солдатом в 1742 году. Оставался в этом звании восемь лет, посещая, как свидетельствуют некоторые источники, в свободное от службы время классы шляхетского кадетского корпуса. В 1750 году произведен в капралы, в 1751-м в каптенармусы, в 1752-м в сержанты. В 1754 году произведен в офицеры с переводом в армию поручиком».
Службу нес весьма ретиво, закалил свое здоровье, отлично переносил усталость и всякие лишения.
Солдаты любили Суворова, но уже тогда считали его чудаком.
Жизнь его не походила на жизнь других дворян того времени.
К числу особенностей Александра Васильевича Суворова принадлежало его чудачество, о котором ходило много анекдотов. Иные считали это чудачество врожденным, другие — напускным, с целью отличиться от других и обратить на себя внимание.
Если последнее мнение и верно, то в зрелом возрасте это чудачество сделалось его второй природой. Он избегал изнеженности, даже комфорта, чуждался женщин, спал на сене, носил даже в холода самую легкую одежду, не ходил, а бегал, не ездил, а скакал, постоянно обнаруживая самую кипучую деятельность.
Военная деятельность
В 1754 году получил первый чин поручика и был назначен в Ингерманландский пехотный полк. С 1756 по 1758 год служил в Военной коллегии.
Начало боевой деятельности Суворова относится к Семилетней войне 1756—1763 гг. В первые годы войны он находился на тыловой службе в чине обер-провиантмейстера, затем секунд-майора и премьер-майора, где познакомился с принципами организации тыловых подразделений и снабжения действующей армии.
1759 год - Офицер главной квартиры русской действующей армии.
В своей первой боевой стычке Суворов участвовал 14 (25) июля 1759 года, когда с эскадроном драгун атаковал и обратил в бегство немецких драгун.
Вскоре Александра Васильевича Суворова назначают дежурным офицером при командире дивизии В. В. Ферморе. На этой должности он участвовал в сражении под Кунерсдорфом (1 (13) августа 1759 г.).
В 1761 году командовал отдельными отрядами (драгунскими, гусарскими, казачьими), целью которых было прикрыть отход русских войск к Бреславлю и безостановочно нападать на прусские войска.
Нанёс ряд поражений прусской армии в Польше.
Во время многочисленных стычек проявил себя как талантливый и смелый партизан и кавалерист.
При Бунцельвице с небольшим числом казаков Суворов захватил прусский пикет, отбил посланный против него отряд гусар и в пылу их преследования достиг неприятельских окопов, так что мог рассмотреть палатки королевской квартиры в лагере.
Участвовал в боях у Ландсберга, Бирштайна, деревни Вейсентин, Наугарта, деревни Келец, во взятии Гольнау, содействовал осадному корпусу П. А. Румянцева в овладении Кольбергом, принудив отступить генерала Платена.
1762 год - Произведен в полковники и назначен в Астраханский пехотный полк, на который возлагалась задача содержания городских караулов в Петербурге во время коронации в Москве Екатерины II.
По прибытии в Москву Суворов был принят императрицей, подарившей ему свой портрет. Позже Суворов напишет на этом портрете: «Это первое свидание проложило мне путь к славе…».
В 1763—1769 командовал Суздальским пехотным полком в Новой Ладоге, где составил «Полковое учреждение» (1764—1765) — инструкцию, содержавшую основные положения и правила по воспитанию солдат, внутренней службе и боевой подготовке войск. В июне 1765 года Суздальский полк участвовал в больших манёврах, регулярно проходивших в Красном селе.
Война с Барской конфедерацией. 1769—1772
15 мая 1769 года Суворов назначается командиром бригады из Смоленского, Суздальского и Нижегородского мушкетёрских полков и направляется в Польшу для участия в военных действиях против войск шляхетской Барской конфедерации (направленной против короля Станислава Понятовского и России).
Поход в Польшу продемонстрировал результаты обучения солдат по-суворовски: за 30 дней бригада прошла 850 вёрст, причём в дороге было только 6 заболевших.
Первая польская кампания стала первым боевым применением опыта, полученного в Семилетней войне, и разработанной Суворовым тактики и системы подготовки войск, полностью себя оправдавшей.
Командуя бригадой, полком, отдельными отрядами, он постоянно перемещался по Польше и нападал на войска конфедератов, постоянно обращая их в бегство. В частности, 2 (13) сентября 1769 года он одерживает победу над конфедератами у деревни Орехово.
1770 год - Суворов получил первое генеральское звание - чин генерал-майора. В этом же году одерживает ещё целый ряд побед над поляками, за что в сентябре 1770 года получил свою первую награду — орден Св. Анны - в то время ещё частную награду наследника престола Павла Петровича.
В октябре 1770 г. Суворов назначен командующим русскими войсками в Люблинском округе. При переправе через Вислу он упал и разбил себе грудь о понтон, вследствие чего несколько месяцев находился на лечении.
После выздоровления, в мае 1771 года, Суворов одерживает победы при Ландскруне (разгромив знаменитого французского генерала Ш.-Ф. Дюмурье) и при Замостье.
В августе Суворов был награждён сразу третьей степенью (минуя четвёртую) самого почётного русского боевого ордена - Св. Георгия.
Наиболее выдающейся в этой кампании стала победа Суворова с отрядом численностью 900 человек над корпусом гетмана М. Огинского (5 тысяч человек) в деле при Столовичах 13 сентября 1771 года.
Корпус Огинского был полностью разгромлен.
Русские потеряли 80 человек убитыми, поляки — до 1000 убитыми, около 700 пленными, в том числе 30 штаб- и обер-офицеров.
Последним достижением Суворова в первой польской кампании стало взятие Краковского замка, захваченного отрядом французского подполковника Шуази в результате халатности преемника Суворова на посту командира Суздальского полка Штальберга.
По получении сообщения о захвате замка, Суворов двинулся с небольшим отрядом к Кракову, где соединился с другими русскими войсками и начал осаду, длившуюся почти три месяца, в ходе которой постоянно пресекались попытки поляков прийти на помощь краковскому гарнизону.
Осада закончилась капитуляцией гарнизона 15 (26) апреля 1772 года.
За эту победу Екатерина II наградила Суворова 1000 червонцев и ещё 10 тысяч рублей прислала ему для раздачи участникам осады.
Действия Суворова в значительной степени повлияли на исход кампании и привели к скорой победе и первому разделу Польши.
Русско-турецкие войны
Генерал-майор получил назначение в 1-ю армию генерал-фельдмаршала П.А. Румянцева и под свое начало отдельный отряд. С ним он совершил два удачных поиска (рейда) на территорию противной стороны и разбил крупные силы турок у Туртукая в 1773 году (за эту победу Суворов был награжден сразу орденом Святого Георгия 2-й степени, минуя 3-ю) и у Гирсово, при Козлуджи в 1774 году.
В сражении 9 июня при Козлуджи (ныне Суворово, Болгария) генерал-поручик А.В. Суворов разгромил 40-тысячную турецкую армию под командованием султанского полководца Абдул-Резака.
В августе 1774 года Суворова направили на подавление Пугачевского бунта, но восставшие были разбиты правительственными войсками до его прибытия. Участие Суворова выразилось в сопровождении схваченного и заключенного в железную клетку Емельяна Пугачева в город Симбирск. Оттуда тот был доставлен в Москву и там казнен.
В 1776—1779 годах генерал-поручик Суворов командовал русскими войсками в Крыму и на Кубани, обеспечив оборону берегов Крымского полуострова на случай высадки турецкого десанта.
В 1782—1784 годах командовал отдельным Кубанским корпусом и руководил строительством Кубанской пограничной укрепленной линии. Привел в покорность России ногайских татар, кочевавших в степях южнее Дона, применив при этом военную силу. Благодаря трудам Суворова южная государственная граница стала более безопасной и укрепленной.
В 1786 году Александр Васильевич Суворов был произведён в генерал-аншефы и назначен последовательно командиром Владимирской, Санкт-Петербургской и Кременчугской дивизий. Во главе последней он встретил начало русско-турецкой войны 1787—1791 годов — второй екатерининской турецкой.
Генерал-аншеф был назначен руководителем обороны Херсон-Кинбурнского района. Суворов атаковал турок на подступах к Кинбурнской крепости и уничтожил десант, лично участвуя в бою. Разгром высадившихся на песчаной косе османов был полный, лишь немногим удалось добраться до своих кораблей.
Осада крепости Очаков в 1788 году закончилась для Суворова конфликтом со светлейшим князем Г.А. Потемкиным, всесильным фаворитом императрицы Екатерины II Великой. В следующем году генерал-аншеф командовал дивизией в армии князя Репнина.
1789 год подарил Александру Васильевичу Суворову две блестящие победы — у Фокшан и при реке Рымник. Первое сражение состоялось 21 июля. Сражение на реке Рымник, притоке Серета (в Румынии), произошло 11 сентября.
Сражение при реке Рымник вошло в историю военного искусства как выдающийся образец сложного маневрирования войск на поле боя с целью разгрома значительно превосходящих сил неприятеля по частям. Победа была достигнута, говоря суворовским языком, «не числом, а умением».
За победу на реке Рымник генерал-аншеф А.В. Суворов удостоился высшей полководческой награды Российской империи — ордена Святого великомученика и победоносца Георгия 1-й степени и почетного титула графа Рымникского. От австрийского императора наградой за победу стал титул графа Священной Римской империи. Рымникская победа примечательна еще и тем, что с тех пор за Суворовым окончательно укрепилась слава победоносного русского полководца.
Подлинной вершиной полководческой славы Александра Васильевича Суворова стал штурм сильнейшей турецкой крепости Измаил 11 декабря 1790 года. Эта твердыня Оттоманской Порты на дунайских берегах строилась французскими и немецкими фортификаторами как армейская крепость.
Прибывший под Измаил генерал-аншеф Суворов принял решение взять мощную вражескую крепость «ускоренной атакой». По суворовскому замыслу приступ Измаильской крепости вели 9 штурмовых колонн, три из которых десантировались на судах гребной флотилии в город через Дунай с острова Чатал. С суши крепость атаковывали две группы войск под командованием генерал-поручиков П.С. Потемкина и А.Н. Самойлова и колонна генерал-майора М.И. Голенищева-Кутузова.
Турки потеряли 26 тысяч убитыми и 9 тысяч ранеными, среди которых огромным оказалось число с тяжелыми ранениями. Русские потери составили 1815 убитыми и 2445 ранеными. Особенно велики оказались потери среди офицерского состава — командиры шли впереди штурмовых колонн. По потерям противоборствующих сторон при штурме Измаила эта битва не имеет себе равных в мировой военной истории. Взятие Измаильской крепости признано полководческим подвигом Александра Васильевича Суворова.
Подавление польского восстания
В 1791 году генерал-аншеф Суворов командовал русскими войсками в Финляндии, руководя строительством приграничных укреплений на случай войны со Швецией.
Из Тульчина Суворов направился в Польшу, где шли боевые действия в ходе очередного польского мятежа. Прибытие Суворова в Польшу сразу же переломило ситуацию в пользу русских, поляки стали терпеть одно поражение за другим, а после штурма Праги, укрепленного предместья Варшавы, конфедераты сложили оружие и капитулировали. За успешные действия в Польше он получил чин генерал-фельдмаршала.
В результате можно сказать, что Александр Васильевич Суворов был на самом деле тем человеком, который умел преодолевать трудности, идти вперёд сквозь любые преграды, добиваться поставленной цели. Он сделал очень много для обеспечения безопасности своего государства уже на начальных этапах своей военной деятельности. Кроме того, ему удалось дослужиться до высоких чинов.
Итальянский поход
В Итальянском походе 1799 года суворовские войска одержали над французами победы в сражениях на реке Адда, реке Треббия и при городе Нови. Были разгромлены три французские армии, возглавляемые прославленными генералами Моро, Макдональдом и Жубером. Суворов в каждом из этих сражений демонстрировал полное свое превосходство в военном искусстве, стремительно атакуя неприятеля с марша меньшими силами. Были освобождены города Милан и Турин. Союзники овладели крепостями Брешиа, Бергамо. В короткий срок Северная Италия (на обладание которой претендовала Австрийская империя) была освобождена от французских войск. Император Павел I пожаловал Суворову титул князя Италийского. Победы союзников были обусловлены, главным образом, высокими морально-боевыми качествами русских войск и выдающимся полководческим искусством Суворова.
Швейцарский поход
После этого русский полководец планировал поход во Францию, на ее столицу Париж. Однако ему было предписано, оставив в Италии союзные австрийские войска, отправиться в Швейцарию (занятую французами) для соединения с русским корпусом генерала А.М. Римского-Корсакова. Поводом для этого стал план союзных держав сосредоточить русские корпуса в Швейцарии для последующего их вторжения во Францию с юго-востока.
В 1799 году начался знаменитый в военной истории суворовский Швейцарский поход 1799 года. Русским войскам, которых союзники-австрийцы, вопреки обещаниям, не обеспечили мулами, пришлось прорываться по швейцарской территории с беспрерывными боями через французские заслоны. Путь шел по горным дорогам, через заснеженные перевалы в условиях альпийского высокогорья. Пришлось бросить все тяжести, войска потеряли почти всех лошадей. Бои за Сен-Готард, Чертов мост, Паникс и многие другие пункты признаны образцами героизма и бесстрашия суворовских солдат, которых полководец называл «чудо-богатырями» .
Преодолев альпийские высоты, русские войска с немалыми потерями прорвались через Швейцарию. Все французские войска, которые стояли на пути суворовцев, были разбиты. Однако соединяться севернее швейцарских Альп Суворову было не с кем — корпус генерала Римского-Корсакова оказался разгромленным французами, а австрийцы отступили. В это время полководец получил императорский указ вернуться с войсками в Россию.
Наградой великому русскому полководцу за итальянский и швейцарский походы стало высшее воинское звание генералиссимуса всех российских войск. К тому времени кавалер всех российских орденов высших степеней имел и звание австрийского генерал-фельдмаршала.
Возвращение в Россию. Смерть
В Петербурге ему готовилась торжественная встреча. Однако генералиссимуса Суворова ждала новая опала. В пути он получил от императора Павла I выговор за то, что в походе имел при себе дежурного генерала, что не было положено ему по уставу. Болезнь Суворова обострилась. Торжественная встреча была отменена. 6 мая во втором часу дня Александр Васильевич Суворов скончался в Санкт-Петербурге.
Полководец был погребен в нижней Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. И хотя официальных объявлений о смерти и похоронах Суворова не было, они прошли при огромном скоплении народа