Причина трагедии, произошедшей 29 октября 1955 года на линкоре Черноморского флота «Новороссийск», до сих пор остается одной из самых больших загадок в новейшей истории нашей страны. По сей день помимо официальной существуют несколько других версий катастрофы.
Линкор «Джулио Чезаре» передали СССР в счёт итальянских репараций в 1949 году. Он был переименован в «Новороссийск» и приписан к Черноморскому флоту. В ночь на 29 октября 1955 года на нём произошёл взрыв огромной мощности, который зарегистрировали даже сейсмографы.
Эта катастрофа стоила должности Главнокомандующему ВМФ СССР Адмиралу Флота Советского Союза Николаю Герасимовичу Кузнецову.
Сам по себе взрыв ещё не являлся сильной трагедией, но то, что произошло дальше, поистине ужасно.
Основные причины потери линкора
- неправильная и легкомысленная оценка катастрофы командованием флота, эскадры и корабля;
- неправильная оценка истинного состояния корабля после взрыва;
- неприятие такой меры, как перевод судна своим ходом на более мелкое место к берегу.
А «Новороссийск» ещё мог идти самостоятельно, так как его машины были горячими. Но вместо этого его решили тащить к берегу буксирами, провозились 2 часа и потеряли время. Если бы не это необдуманное решение, то могли бы спасти и линкор, и многих людей.
Вице-адмирал Пархоменко (командующий Черноморским флотом) запретил эвакуацию команды и приказал разойтись всем по боевым постам. В итоге, когда был осознан истинный масштаб катастрофы, то крен уже был таким, что на палубе было не возможно стоять. Была отдана запоздалая команда покинуть судно, но это успели сделать лишь единицы. Остальные моряки начали скатываться по бортам в воду. Линкор лёг на левый борт и перевернулся вверх килем. Внутри корпуса остались около 200 человек, которые не успели покинуть свои отсеки.
В итоге судно затонуло вместе с матросами, которые были живы ещё несколько дней. Спасти удалось лишь 16 человек. Прямыми виновниками были назначены Пархоменко (снят с должности и понижен в звании) и некоторые другие высокие чины.
Версии гибели
- Взрывное устройство в артиллерийском погребе или плохо закрепленный на стеллаже снаряд. Такое уже случалось в 1955 году на другом корабле флота. Версия была очень удобна и расследование решило придерживаться её. Но командир 1-го артдивизиона Марченко всё отрицал т.к. после взрыва погреба остались целыми. Позднее водолазы обнаружили признаки наружного взрыва и от Марченко отстали.
- Подрыв на старой немецкой донной мине, которые они выставляли ещё в 1944 году. Но вся акватория была после войны проверена. Правда мины находили и в 50-е годы. Некоторые из них глубоко оседали в иле и оставались долгое время нетронутыми. Считалось, что «Новороссийск» потревожил мину якорной цепью. Но проведённые эксперименты доказали, что мина в тротиловом эквиваленте не могла нанести такой ущерб. Однако комиссия по расследованию это не учла, и версия была принята за основную. Хотя даже характер разрушений не соответствовал тем, что могла нанести мина подобного образца.
Иностранные средства массовой информации уже через несколько часов после трагедии сообщили о ней.
- Борьба за власть в советской политической элите. Борьба между Жуковым и Кузнецовым, которые никак не могли найти компромисса по важнейшим проблемам армии и флота. Да и Хрущёв делал ставку на ракеты, авиацию и атомные бомбы. Он считал, что крейсера и линкоры советскому флоту не нужны. Снятие Кузнецова и замена его на послушного Горшкова была ему очень выгодна. Таким образом взрыв на линкоре – это попытка дискредитации высшего руководства флота.
- Подрыв двумя торпедами. Очевидцы трагедии утверждали, что слышали два взрыва. Так возникла гипотеза о диверсии.
Когда итальянцы передавали свой линкор в 1949 году, то это выглядело, как захват. Наши моряки тут же заняли боевые посты, вытеснив оттуда итальянских. Это было сделано потому, что появилась информация о планах вывода линкора из строя перед передачей Советскому Союзу. Итальянцы были возмущены такими действиями советской стороны. Плюс в самой Италии очень болезненно отнеслись к потере линкора. Это событие считалось национальным позором.
Итальянские боевые пловцы уже имели опыт подрыва английских линкоров. Князь Боргезе –руководитель отряда боевых подводных диверсантов поклялся, что ни один корабль в СССР служить не будет. Примечательно, что именно в то время он работал на заводе по производству сверхмалых подлодок диверсионного назначения, что косвенно может служить подтверждением версии.
После трагедии с «Новороссийском» большая группа офицеров ВМФ Италии получили награды.
В заключении небольшой исторический факт. 18 апреля 1956 года Хрущёв прибыл в Англию на крейсере «Орджоникидзе». Во время своего визита, он жил на судне. И в один из дней под винты корабля затянуло неопознанного водолаза. Ситуация была очень странная и дающая пищу для размышлений.
Тем не менее, версия с немецкой миной остается единственной официальной точкой зрения на причину катастрофы. А версия с боевыми пловцами в принципе реальна, но многими ставится под сомнение. Хотя сами жители Севастополя придерживаются именно её. В любом случае в ближайшее время никто никаких дополнительных расследований на официальном уровне проводить не собирается.
По ссылке вы можете за символическую сумму приобрести авторские рассказы на тему Великой Отечественной войны. Спасибо за прочтение статьи.
Спасибо, что заглянули на канал. У автора статьи также есть канал на You Tube, на котором регулярно выкладываются видео на исторические темы.