Практическое руководство для сценаристов, режиссёров и продюсеров
Сегодня будет весело.
Я хочу, чтобы вы распределили, в порядке важности, три основных элемента из которых состоит сценарий:
Сюжет
Персонаж
Концепт
Если хотите проверить себя, то зайдите в комментарии к этому посту и напишите своё мнение и почему вы считаете, что нужно развивать сценарий именно в вашей последовательности.
Теперь, прежде чем я дам вам ответ, я хочу, чтобы вы либо мысленно вспомнили десять ваших любимых фильмов. Не обязательно придумывать список лучших фильмов всех времён и народов. Просто десять фильмов, которые вам нравятся. Что первое приходит на ум, когда вы думаете о каком-то из этих фильмов? Готов поспорить, что почти всегда вы первым вспоминаете персонажа.
Когда я думаю о Матрице, я вспоминаю о Нео.
Когда я думаю о Крепком орешке, то думаю о Джоне МакКлейне.
Побег из Шоушенка = Рэд и Энди.
Стрингер = Луи Блум.
Чужие = Рипли.
Дедпул = Уэйд Уилсон.
Марсианин = Марк Уотни
Хранители Галактики = Питер Квилл (и Ракета, и Грут).
Получается, что первым в нашем списке нужно поставить разработку персонажа. Персонаж превосходит всё. Если вы правильно настроите персонажа, то зритель может простить плохое исполнение других элементов сценария. Откуда мне это знать?
Потому что можно найти множество фильмов со слабыми концептами или слабыми сюжетами, которые нам всё ещё нравятся из-за персонажей.
Тусовщики (сценарий Джона Фавро): великие герои - плохой сюжет. Однажды в Голливуде: сильные герои — средний сюжет. Рестлер: великий персонаж и слабый сюжет. Да, даже Джокер - сильный главный герой и забываемый сюжет.
А теперь вспомните фильм, где вам не были близки персонажи, но фильм всё равно понравился. Вероятно, можно найти парочку. Безумный Макс в Дороге Ярости. Эти персонажи мне не нравились и вообще не запомнились. Тонкая красная линия. Мне понравилось послевкусие этого фильма, но я не запомнил имени ни одного персонажа. Дюнкерк тоже можно упомянуть, но это скорее редкость. Вы быстрее влюбляетесь в персонажа, чем в сюжет.
Позвольте поделиться своим прошлым опытом о том, насколько важны персонажи. С тех пор, как я увидел трейлер сериала Пришельцы из прошлого // Beforeigners, я был ОДЕРЖИМ концептом этого шоу. События проходит в современном Осло и рассказывают о странном феномене: в городе появляется кучка викингов жившие 500 лет назад. Затем, возникает момент, когда эти случайные путешественники во времени вынуждены интегрироваться в общество. Мне очень нравится эта концепция. Я с нетерпением ждал, когда сериал выйдет на HBO. Не могу передать, как я был взволнован перед просмотром.
И это была полная скука.
Почему это было скучно?
Потому что персонажи были чертовски отстойными. Два главных героя: полицейский-мужчина и викинг-женщина, ставшая его напарницей очень скучные. Они оба тихие. Оба методичны. Они подходят к своей работе одинаково. Контраст нулевой. Нулевой конфликт. Но хуже всего то, что ни у кого из них нет личности и особенностей. Вот, что убило сериал. И это не ошибка актеров. Это 100% лень авторов. Они никогда не пытались создать двух великих персонажей.
Мы ещё вернемся к персонажам.
Но теперь, когда у нас есть победитель, мы должны выяснить, кто сразится за серебро: концепт или сюжет?
Мой ответ может вас удивить, но я скажу "концепт". И я знаю, что для некоторых из вас это звучит безумно, потому что концепт - это всего лишь одна общая идея, в то время как сюжет - это то, над чем вы придирчиво работаете много раз переписываете, пока всё в вашей истории не будет переплетено самым развлекательным и гармоничным образом.
Но вот маленький секрет концепта. Они настраивают и готовят сюжетную основу. Позвольте привести пример. "Назад в будущее", наверное, мой любимый фильм всех времён. Но на мгновение я хочу, чтобы вы представили, что в фильме "Назад в будущее" нет путешествий во времени. Вместо этого, это школьная подростковая комедия, снятая в наши дни под названием "Сила любви". Она о том, как Марти МакФлай пытается стать певцом в музыкальной группе. Подумайте о том, как сильно ограничился сюжет. Мы упускаем возможность сделать так много крутых вещей, которые возможны в "Назад в будущее". И это потому, что теперь у нас гораздо слабый концепт.
Используйте эту логику, и вам всегда будет трудно строить сценарии со слабыми концептами. Конечно, и здесь бывают исключения. "Дрянные девчонки" - это подростковая школьная комедия, и многим людям нравится этот фильм. Но иметь хороший концепт - это все равно, что участвовать в гонках с реактивным ранцем. Это сделает ваш путь к финишу намного проще.
Всё вышесказанное не значит, что сюжет не имеет значения. Даже если у вас такой замечательный концепт, как "Назад в будущее" — вы все равно должны придумать идеи для сюжета, которые возвышают эту концепцию и делают чтение увлекательным. Помните, что изначально машина времени в "Назад в будущее" была холодильником. Это сильно ограничивало точки сюжета фильма о путешествии во времени. Однако, как только они переключились на машину, появилось разнообразие отличных сюжетных идей. Вы будете скованы, чтобы выстроить свой сюжет правильно, но я все ещё думаю, что он следует за персонажем и концептом.
Значит, у нас появился порядок.
1 - Персонажи
2 - Концепт
3 - Сюжет
Что это значит для сценаристов? Это значит, что мы должны больше думать о своих 2-3 главных героях. Они будут самыми важными компонентами для того, чтобы ваш сценарий заработал. И вот некоторые вещи, которые следует учитывать и на которые обычные сценаристы не обращают внимания.
В первую очередь, вы должны думать о своём персонаже, как о собственном сюжете, не зависящем от сюжета фильма. Чтобы понять это лучше, подумайте обо всех проблемах и неудачах, взлётах и падениях, которые были в вашей собственной жизни. Это ВАША История. Нужно дать и своим героям эту историю, иначе они никогда не оживут со страниц сценария.
Чем больше вы узнаете об истории своего персонажа, тем сильнее он будет. Историю вашего персонажа следует разделить на две части. История, которая привела к началу фильма, так же известная как "предыстория", а затем история вашего персонажа во время фильма.
Давайте используем в качестве примера самого известного персонажа жанра экшн — Джона МакКлейна. Он стал нью-йоркским полицейским. Женился. Жена получила работу в другом городе. Он надеялся, что она потерпит неудачу и вернется домой. Вместо этого она преуспела, а это значит, что теперь их брак на грани разрыва. И я уверен, что автор знал о Джоне МакКлейне в сто раз больше, чем нам сказали в фильме. Это наша предыстория. И это место, где сильные сценаристы проявляют себя лучше остальных, потому что они готовы глубоко погрузиться в то, как персонаж стал тем, кем он стал, даже если 99% из этого не появятся на экране.
Как только фильм начинается, мы уже рассказываем о новом персонаже, историю, которую мы увидим в течении фильма. Вы будете черпать информацию из всего, что происходило в предыстории, чтобы создать самую увлекательную историю Джона МакКлейна во время фильма. Если вы поняли, что МакКлейн «чёртов умник», который бросил вызов авторитетам в своей предыстории, то теперь вы можете включить это в основную историю. Но если вы не проделали эту работу и не открыли это, то никогда не поймёте своего персонажа. Даже если вы скажете себе: "Этот персонаж будет «умником», который бросает вызов авторитетам", но вы не знаете, как он стал таким человеком? Или что привело к этому? Тогда персонаж станет клише.
Не думаю, что многие из вас понимают, как это важно. Если вы хотите, чтобы персонаж чувствовал себя аутентичным — вам нужно понять, почему они стали такими, какие они есть. Чем конкретнее, тем лучше. Например, может быть, когда Джон МакКлейн был молодым нью-йоркским полицейским, и во время службы его и его коллег офицеров, капитан подставлял под огонь, после чего напарники погибали. МакКлейн знал, что если он ничего не скажет, то ничего не изменится. Он должен был бросить вызов авторитету, иначе он потерял бы ещё больше друзей. Как только вы сможете обосновать личность своего персонажа в реальных событиях, я гарантирую вам, что ваши персонажи будут выглядеть более аутентичными.
И ещё кое-что. Вы должны найти персонажей, которые нравятся зрителям. Если персонажи замкнутые — мы должны понимать и сочувствовать, зная почему они такие. В Пришельцах из прошлого не было ни того, ни другого. Персонажи были скучными, и им не за что было сочувствовать. Вы также должны проявлять любопытство к психологии, чтобы понять, почему мы такие, как есть. Вам нужно понять, как устроен человеческий мозг. Человек не может быть просто наркоманом. Зависимость - это их способ с чем-то справиться. Узнайте с чем именно. И, наконец, вы должны понимать межличностную социальную динамику - то, как люди взаимодействуют друг с другом. Почему одни люди злы, почему другие клёвые и милые, что за ценности они несут, почему они счастливы или несчастны.
Недавно я читал историю о женщине, которая накричала на незнакомого мужчину за то, что он не носит маску. Если вы думаете, что эта женщина справедливо отсчитала мужчину, вы не понимаете социальную динамику. Она не знает этого мужчину. Она провела последние 20, 40, 60 дней, скапливая свой гнев из-за людей, которые не носят маски. Этот человек просто представляет всех, кто не носит маску в её глазах. Сказать ему носить маску - значит сказать всем, что нужно носить маску. Это то, что вы должны понять о человеческом взаимодействии. Редко бывает, когда наши мотивы ясны и находятся на поверхности. Всегда что-то происходит под маской, и вам должно быть любопытно, что там скрывается.
И, наконец, чтобы было понятно, идеальная ситуация заключается в том, что персонаж, концепт и сюжет без особых усилий сплетаются так, что каждый из них в равной степени зависит от другого. Вы не можете представить себе персонажей без концепта, как не можете представить концепта без сюжета, и следовательно сюжет без персонажей. К этому нужно стремиться. Если вы все сделали правильно, то взаимосвязи образуют живой организм, которым станет ваша история.
Я закончу так: уделите больше внимания персонажам, которые стоят превыше всего в нашем списке.
Перевод: Сергей Литвинов
Автор: Карсон Ривз