Когда я вернулся в родной свой Бел Город после, скажем так, долгих лет странствий, он сильно изменился, и в лучшую сторону. В том числе городской пляж. Во времена моего детства ближний пляж, сразу за улицей Северо-Донецкой, назывался «зелёным»: только в самом начале его был небольшой благоустроенный участок с песком, грибками и лодочной станцией на краю, а дальше по берегу Донца была сплошная дикая «зелёнка»: заросли ивы, травы и камыша.
Теперь на месте «зелёного» пляжа - «уникальный оздоровительный комплекс», довольно благоустроенный парк на берегу Донца со спортивной площадкой и выложенными плиткой дорожками, об этом напоминает по громкоговорителю спасательная служба. Я стал ходить на этот пляж «разгружать мозги», забитые разного рода сочинительством: почувствовал, что без солнечно-оздоровительных процедур могу однажды их потерять.
«Солнцепоклонники»
Скоро я обнаружил, что на пляже есть свой мир завсегдатаев. Я назвал их про себя «солнцепоклонниками», потому что они выделялись среди прочих отдыхающих своим «нездешним» загаром, словно вчера приехали из Крыма, или ты вдруг попал в Крым, Бел Крым? Тогда я не думал, что скоро стану одним из них.
Самой живописной была компания «на камнях», на большой выложенной плиткой площадке: она интриговала не только своим «нездешним» загаром, но и какой-то экзотичностью. Загорелые до черноты, они о чём-то разговаривали, пили чай из термосов, кто-то полулежал в шезлонге, словно на море в Крыму.
Когда я познакомился с ними, то с удивлением узнал, что ни в какой Крым они не ездили, а загорают вот здесь, «на камнях». Уже много лет. Как-то незаметно для себя я «вступил» в этот неформальный мир завсегдатаев пляжа, благо, для этого ничего не требовалось, кроме как ходить загорать и купаться на пляж.
Так я стал «солнцепоклонником». За лето мы загораем так, как будто провели его в Крыму. Знакомые удивляются: «Где это ты так загорел?» И не верят, что загорел я в нашем «уникальном оздоровительном комплексе». Особенно хорош он после дождя: тогда народу на пляже особенно мало, и ты словно не «необитаемом острове». Вода особенно чистая, какая-то свежая: на море бывает грязней. Я много лет жил на море под Одессой – знаю.
С детства я любил смотреть на солнце с закрытыми глазами, а сегодня смотрю на солнце, лёжа «на камнях». Уже в марте мы начинаем загорать: открываем «солнечный сезон», потом он дополняется купальным, это индивидуально, и так продолжается до октября-ноября. Как начинающий, я закончил купаться в прошлом году 10 октября, а более опытные «солнцепоклонники» - в начале ноября. Согреваться в осенний период помогают солнце, полотенце и спортивная площадка. Главное в нашем увлечении, конечно, любовь к солнцу, но не абстрактная или религиозная, а какая-то физическая…
Бел Крым
В России к субтропическому климату относят Крым и Северный Кавказ, однако, когда академик АН СССР Иван Михайлович Губкин (1871-1939) описывал в своих трудах природную зону КМА, он отметил, что по нашему Бел Городу проходит климатическая граница. Южнее города начинается, можно сказать, некая северная «субтропическая зона», в которой лето на 18 календарных дней длиннее, чем севернее города! Это много…
Наш «белгородский Крым» - это Шебекинский район с прямо таки созвездием малых рек: Нежеголь, Корень, Короча, Разуменка, впадающих в Северский Донец. Это настоящая природная жемчужина с более тёплым климатом и живописной природой: реликтовыми сосновыми лесами, древними курганами, меловыми горами и синими реками между ними.
Впечатляют своими размерами и видом Дмитриевское городище – археологический комплекс из крепости и «селища» салтово-маяцкой культуры на правом берегу реки Короча (VIII век), и Крапивенское городище – археологический памятник на высоком мысу реки Корень, сохранивший следы культур от скифского времени до древнерусской государственности (XII – XIII век). Древние городища расположены на меловых кручах, с которых открываются прекрасные виды, с Крапивенского в хорошую погоду виден даже Бел Город.
Есть у нас путешественники, которые регулярно ездят отдыхать в наши «белгородские субтропики»; ходят по рекам среди зарослей камыша и кувшинок на лодках и каяках ради душевного отдохновения. Вода в реках там проточная, холодная, но солнце горячее, воздух суше, водяные лилии крупнее, а камыш стоит стеной… Корень такой чистый, что наши путешественники кружкой зачерпывают воду на его стремнине и пьют. И ничего!...
В последние годы замечено много отдыхающих на Нежеголи и Корене из Питера, Воронежа и, конечно, Москвы, отдыхают на турбазах и в палатках. Уезжают они в полном восхищении. Мы их понимаем…
Виктор Каменев, текст
Александр Халимов, фото
13.08.2020