«Сукино болото» – это не народное название местности, расположенной на территории Москвы, а вполне себе официальный топоним. Упоминание о болоте впервые встречается еще в далеком XVI столетии.
Располагалось оно на месте нынешних московских районов «Текстильщики» и «Печатники», большая часть которого занята площадями бывшего завода АЗЛК и электродепо «Печатники».
Откуда же такое необычное название?
Некогда эти земли принадлежали думному дворянину и сибирскому воеводе Василию Борисовичу Сукину (1550-1612), кстати, основателю города Тюмени. Отсюда и пошло название «Сукино болото».
Правда, существует и народная трактовка топонима. Мол, во времена царствования Екатерины Великой в болоте топили неверных жен и девушек легкого поведения. Но эта версия уж больно притянута за уши!
История Сукина болота
Стояло себе болото и стояло, пока в XIX столетии переживавшей индустриальный бум Москве понадобилось куда-нибудь отводить сточные воды. Для этих целей в 1898 году протянули трубопровод к Сукину болоту, а также к Красным и Марьинским полям, сегодня больше известных, как Люблинские поля аэрации.
Интересно, что в то время здесь еще существовало поселение «Сукино болото», территориально входившее в Нагатинскую волость. И проживало там в 1899 году … 4 сельчанина.
К 1908-му году был завершен участок Окружной железной дороги, проходивший через болото. На нем была построена станция «Угрешская».
В 1904-м власти Первопрестольной полностью выкупают урочище «Сукино болото», после чего открывают здесь свалку для твердых бытовых и промышленных отходов, а также для слива нечистот.
На специально приспособленных телегах сюда отправляли весь городской мусор, после чего равномерно раскидывали его по всей поверхности мусорного полигона.
К 1916-му году для вывоза мусора использовали уже трамваи, для которых была проложена отдельная линия, отходившая от Симоновской трамвайной ветки и проходившая рядом с железнодорожной станцией «Угрешская».
Как это ни странно звучит, но благодаря мусору удалось полностью извести болото, а его грунт настолько окреп, что власти города уже к 1914 году планировали начать строительство здесь жилых кварталов, тем более, что к этому времени здесь, недалеко от границ болота, еще с 1888-года уже вовсю работали Городские бойни (сегодня – территория «Мясокомбината им. Микояна»).
Но случилась I Мировая, потом Октябрьская революция и о планах пришлось забыть.
В 1929-м на месте Сукинова болота появился совхоз «Текстильщики». Здесь построили парники с теплицами, а торфяные почвы позволяли получать отличные урожаи. Интересно, что одна из совхозных улиц именовалась тогда, как «Болото им. Каменева, быв. Сукино болото».
В 30-е годы прошлого столетия, когда в столице возводили знаменитые автомобильные заводы ЗиС и КИМ, в книжных магазинах можно было купить книжечку … «Детройт на Сукином болоте».
В 1939-м на южной территории болота построили Южный порт.
В 1968-м совхоз упразднили, а на его территории начали возводить цеха автозавода «Москвич» (сегодня – Рено Россия). Для этих целей сначала сняли 4 метр плодородной земли, заменив ее речным песком.
Не смотря на время, почва под бывшим Сукиным болотом неустойчивая. Здесь много грунтовых вод и плывунов. Из-за этого обстоятельства, при строительстве Таганско-Краснопресненской ветки московского метрополитена, участок между станциями «Текстильщики» и «Волгоградский проспект» пришлось вывести на поверхность.
Правда, новое современное оборудование и технологии позволили в 1990-х годах провести участок Люблинско-Дмитровской линии вдоль бывших границ болота уже под землей, с залеганием туннелей на глубине от 5 до 7 метров.
Такова история московской местности под названием Сукино болото.
*************************************
Читайте также на моём канале:
· Главный московский скупердяй и его «стыдная» клиника (часть 1)
· Китай-город. Почему так необычно для Руси назвали район Москвы
· Как выглядела Москва до пожара 1812 года? Картины Алексеева
· Кто сегодня живет в Кремле?
· Какой представляли Москву будущего в 1914 году?
· Как князь Голицын проиграл жену в карты?