Тональный крем, немного розовых румян, красная помада, а еще нарисованные карандашом едва заметные веснушки — и лицо тридцатитрехлетнего актера Эдди Редмейна меняется до неузнаваемости. Робкая улыбка, пронзительный взгляд из-под опущенных ресниц — на съемочную площадку, стилизованную под мансарду художника, выходит уже не Эдди, а героиня фильма «Девушка из Дании».
«Самое сложное — найти баланс, — говорит визажист Джен Сьюэлл, пока актер позирует Энни Лейбовиц.
Стоит переборщить — и он будет похож на накрашенного мужчину. Путем проб и ошибок нам удалось добиться необходимого эффекта — преображения без гротеска. Я лишь немного изменила форму его рта, сделала линию более мягкой и чувственной».
Сьюэлл и Редмейн — сложившийся тандем, именно Джен помогала тонкому, как фарфоровая статуэтка, актеру с красивым благородным лицом и будто светящейся изнутри кожей превратиться в изуродованного болезнью, прикованного к креслу астрофизика Стивена Хокинга — за эту работу Эдди получил «Оскара». И вот новый вызов: роль первого в истории человечества транссексуала Лили Эльбе в байопике «Девушка из Дании» режиссера Тома Хупера, известного по четырежды оскароносной ленте «Король говорит!».
Фильм снят по одноименной книге современного американского писателя Дэвида Эберсхофа и рассказывает о жизни датчанина Эйнара Вегенера, в конце XIX века решившегося на первую в истории операцию по смене пола. По сюжету Эйнар и его жена Герда, которую играет восходящая звезда Алисия Викандер, — художники. Торопясь закончить портрет молодой девушки, Герда просит мужа помочь и позировать ей в женском образе («Ты не против надеть чулки и туфли?» — «Только никому не говори»). Сначала перевоплощение — лишь способ заработка, на вырученные от продажи картин деньги пара смогла перебраться в Париж, но затем безобидный эксперимент переворачивает жизнь обоих.
«Все вокруг твердят, что «Девушка из Дании»— актуальное кино, которого ждет зритель, — говорит Том Хупер. — Забавно слышать! Наш фильм начинался как некоммерческий проект, сценарий пролежал несколько лет».
Однако сейчас интерес к ленте действительно большой, на разных этапах на участие в ней претендовали Марион Котийяр, Гвинет Пэлтроу, Шарлиз Терон. За прошедший год транссексуалы оказались в центре общественного внимания. Главным ньюсмейкером стала Кейтлин Дженнер — сменивший пол олимпийский чемпион Брюс Дженнер. Актриса-транссексуал Лаверна Кокс была номинирована на «Эмми». О судьбах людей, живущих в чужом теле, были сняты фильм «О Рэе» с Эль Фэннинг, Наоми Уоттс и Сьюзен Сарандон и награжденный «Золотым глобусом» сериал «Очевидное».
«Сыграв Лили, я могу назвать себя если не адвокатом, то по крайней мере союзником тех, кто переживает нечто подобное,— говорит Редмейн. — Но в первую очередь «Девушка из Дании» — это красивая история любви двух художников».
Для него фильм — не социальный жест, не попытка призвать общество к действию, а психологическое кино, рассказ о поиске своего места в жизни и стремлении индивида к счастью вопреки обстоятельствам и ролям.
В разгар съемок «Девушки из Дании» Эдди улетел в Лос-Анджелес, где неожиданно для себя получил из рук Кейт Бланшетт «Оскара» за лучшую мужскую роль в фильме «Вселенная Стивена Хокинга». С тех пор награды сыплются на него как из рога изобилия, и есть все основания полагать, что «Девушка из Дании» окончательно закрепит за ним звание главной звезды из плеяды молодых британских актеров и поможет оставить далеко позади Бенедикта Камбербэтча и Тома Хиддлстона.
«Ни секунды не сомневался, кого пригласить на роль Лили, — говорит режиссер. — Редмейн способен меняться до неузнаваемости, он очень пластичен и может пропускать через себя и выдавать любые эмоции, я понял это еще во время работы с ним над «Отверженными».
Сын лондонских банкиров, он окончил престижную школу Итон, где последние пятьсот лет учатся принцы, будущие министры и дипломаты. Не удивительно, что на родине ему предлагают играть сплошь аристократов. «Еще одна из рода Болейн», «Черная смерть», «Столпы земли», «Золотой век» — в фильмах об английском Средневековье для Редмейна всегда есть роль, от придворного с блюдом яств до принца. А дебютировал он в 2002 году на сцене в комедии Шекспира — сыграл Виолу в «Двенадцатой ночи».
«Было забавно: мужчина играет женщину, которая играет мужчину», — говорит актер. По сравнению с «Девушкой из Дании» тот спектакль он называет нехитрым трюком с переодеванием: «Прочитав книгу о Лили, я был поражен собственным невежеством. Первая в истории операция по смене пола, а я ничего об этом не слышал!» Готовясь к съемке, Редмейн изучил массу документальных материалов о судьбе Лили Эльбе (переезд в Париж, полная смена личности, операция и смерть от осложнений в возрасте сорока лет) и много общался с транссексуалами, чтобы увидеть мир их глазами.
В этих беседах он не раз слышал, что сразу после трансформации большинство транссексуалов переживают период гиперфемининности: красятся слишком ярко, одеваются слишком броско. «Ведь это первая в их жизни возможность полностью выразить себя», — говорит Эдди. По его словам, самым сложным на съемках было выходить на площадку в женском обличье и чувствовать на себе взгляды осветителей и техников. «Наверное, женщины привыкли к ощущению, что тебя оценивают, меня же это ужасно раздражало. Но я думал о том, что же чувствует транссексуал, впервые появляясь на публике в новом обличье».
Впереди долгожданный отпуск, а затем подготовка к роли мага-зоолога в экранизации книги Джоан Роулинг «Фантастические твари и где они обитают».