Доброго времени суток уважаемые читатели !
Как все уже знают 10 июля 2020 года президент Турции Р. Т. Эрдоган подписал указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии. Отныне Айа-София, как и 86 лет назад, стала мечетью , зачем он это сделал ? Насколько это правильно ?
Немного истории :
Собор Святой Софии, Святая София Константинопольская , Айя-София ( греч. Ἁγία Σοφία, тур. Ayasofya)- так ее называли ,называют на разных языках.
- 532 год.
Начато строительства, по указу Юстиниан I , уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая» и на протяжении более тысячи лет до того момента, как был построен собор Святого Петра в Риме, Святая София оставалась крупнейшим христианским храмом мира.
- 1453 год.
Османский Султан Мехмет завоевал Константинополь . Собор переоборудовали в мечеть, а позже ещё и достроили к ней четыре минарета. При этом абсолютное большинство фресок и мозаик сохранились благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой. На данный момент в храме соседствуют христианские и исламские символы.
- 1935 год.
По распоряжению президента Турции М.К.Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана.
И вот как мы знаем Р. Т. Эрдоган сново превратил ее мечеть , на сколько это правильно ?
Чтобы ответить на эти вопросы перенесемся во времена завоеваний , в те времена было принято что города которые сдавались по соглашению никто не трогал , пример завоевание Иерусалима султаном Египта и Сирии Салах ад Дин-ом, где не было не тронута ни одна церковь или другой храм, и наоборот превращение мечетей в церкви в Кордове,Валенсии ,Севилье после завоевания , и таких примеров не мало. Завоевание Константинополя сопровождалось ожесточенными боями , переговоры о сдаче города отвергались , и естественным было то что после завоевания города Султан Мехмет приказал изменить статус церкви на мечеть – это неписанное правило того времени.
В наше время Айа София - это часть Турции ,это данность, и по-моему мнению лучше чтобы храм оставался храмом.
«В официальном плане мы повторяли: это — внутренне дело Турции <…> - Песков Д.С.