Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

"Станция" и "полустанок". В чём между ними различие?

У многих исполнителей в песнях звучит немного загадочное слово "полустанок".

А я сойду, а я сойду, на первом полустанке и украду, и украду, рассвета тишину." Альберт Салтыков и Олег Кензов - "Полустанок судьбы"

Но думаю не все далеко знают и чётко понимают его значение. Если мы обратимся к Википедии, то по своему запросу получим очень простой и короткий ответ о том, что полустанок — это маленькая железнодорожная станция. Т.е. половина станции, так что ли получается?

Станция Пено (ОКТ жд, Тверская обл). Фото: Денис Доронин
Станция Пено (ОКТ жд, Тверская обл). Фото: Денис Доронин

В официальной же терминологии, применяемой на железнодорожном транспорте, термин полустанок так и вообще не существует. Зато на железной дороге есть такие термины как "станция", "разъезд", "остановочный пункт" и вот здесь уже терминология даёт нам чёткое различие между ними.

Станция Ранцево, линия Торжок-Соблаго ОКТ жд (Тверская обл.). Фото: Алексей Алексеев
Станция Ранцево, линия Торжок-Соблаго ОКТ жд (Тверская обл.). Фото: Алексей Алексеев

Разъезд представляет собой раздельный пункт на однопутной линии, устраиваемый для обеспечения пропускной способности железной дороги и выполняет преимущественно только регулировочную функцию в обеспечении движения поездов. На разъездах происходит как правило только скрещение (термин означающий процесс приёма встречного поезда на станциях и разъездах однопутной железной дороги) и обгон поездов, посадка и высадка пассажиров.

Скрещение пригородных поездов на станции Фирово. Фото: Алексей Алексеев
Скрещение пригородных поездов на станции Фирово. Фото: Алексей Алексеев

Но в некоторых случаях может производиться погрузка и выгрузка грузов. Путевое развитие разъезда очень скромное: главный путь и всего один боковой путь. Про них железнодорожники так и говорят: "Два пути и две стрелки".

В нечётной горловине станции Скакулино (теперь уже можно сказать разъезда). Фото: Алексей Алексеев
В нечётной горловине станции Скакулино (теперь уже можно сказать разъезда). Фото: Алексей Алексеев

На разъездах как правило нет просторных вокзалов с залами ожидания для пассажиров и билетными кассами. Имеются только небольшие служебные помещения для дежурного.

Домики служебных помещений дежурного по станции Скакулино. Фото: Алексей Алексеев
Домики служебных помещений дежурного по станции Скакулино. Фото: Алексей Алексеев

Железнодорожная станция - это раздельный пункт с более богатым в отличии от разъезда путевым развитием, когда вправо и влево от главного пути отходят в стороны ещё множество боковых приёмо-отправочных путей, обеспечивающим помимо скрещения и обгона поездов, выполнение операций по погрузке-выгрузке, приёмке и отправлению грузов, обслуживанию пассажиров.

Путевое развитие на станции Осташков, нечётная горловина. Фото: Алексей Алексеев
Путевое развитие на станции Осташков, нечётная горловина. Фото: Алексей Алексеев

На станции имеется вокзал с билетными кассами, камерами хранения, комнатами отдыха, удобными высокими (иногда и не очень удобными низкими) пассажирскими платформами, залами ожидания для пассажиров и прочими видами сервиса.

Вокзал на станции Бологое-Московское. Фото: Алексей Алексеев
Вокзал на станции Бологое-Московское. Фото: Алексей Алексеев

Правда в последнее время на многих маленьких станциях их повсеместно много где позакрывали...

Станция Андреаполь. Фото: Алексей Алексеев
Станция Андреаполь. Фото: Алексей Алексеев

В былые же времена при вокзалах на станциях, причём не только в крупных городах, но и даже в провинции были неплохие рестораны. Помните такой хороший советский фильм Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих", в котором очень хорошо отражена эта тема?

Станция Торопец из окна поезда. Фото: Алексей Алексеев
Станция Торопец из окна поезда. Фото: Алексей Алексеев

На крупных станция где ведётся погрузочно-разгрузочная работа имеются пакгаузы, контейнерные депо, высокие погрузочные площадки (рампы), сортировочные горки, а также могу быть вагонные и локомотивные депо.

Локомотивное депо ТЧ-31 на станции Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев
Локомотивное депо ТЧ-31 на станции Великие Луки. Фото: Алексей Алексеев

Небольшая станция легко может в одночасье превратиться в разъезд, если на ней по каким-либо причинам демонтируют боковые пути, оставив лишь главный и один боковой путь. А разъезд, если разберут боковой путь и останется лишь один главный путь с пассажирской платформой - станет просто остановочным пунктом.

Бывшая станция Щербово на линии Торжок-Соблаго ОКТ жд, которая постепенно затем превратилась в разъезд, а позднее уже и просто остановочный пункт (ОП). Фото: Алексей Алексеев
Бывшая станция Щербово на линии Торжок-Соблаго ОКТ жд, которая постепенно затем превратилась в разъезд, а позднее уже и просто остановочный пункт (ОП). Фото: Алексей Алексеев

Так что скорее всего, если мы где-то в песне или стихах слышим слово полустанок, то знайте, что под ним имеется ввиду скорее всего разъезд или же действительно очень маленькая железнодорожная станция со скромным путевым развитием, где имеется только один главный путь и два боковых пути или даже пассажирская платформа какого-нибудь остановочного пункта где-нибудь посреди леса прямо в поле.

Ранним туманным утром на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев
Ранним туманным утром на станции Осташков. Фото: Алексей Алексеев

Ставьте лайк👍, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

Ещё больше интересных фото на личной странице автора в Instagram