Не претендуя на истину в последней инстанции, просто вспоминаем и размышляем над метаморфозами в развитии оружия.
Цикл: Торпедное оружие российского Императорского флота: история возникновения и становление (по материалам работы Литвиненко Е.Я.)
2. ЭВОЛЮЦИЯ ТОРПЕДЫ. Развитие торпедного оружия до русско-японской войны
2.5. Развитие приборов управления движением торпеды
Создание торпеды как средства борьбы с кораблями противника не сняло все существующие проблемы и недостатки, связанные с этим новым орудием. У торпеды Уайтхэда со временем (по мере ее боевого использования на флотах) вскрывались все новые и новые "детские" болезни, которые следовало "лечить". И к этим "болезням" (недостаткам) относилось не только несовершенство двигательной установки, но и системы управления.
Русские офицеры и механики-торпедисты быстро и в совершенстве овладели «секретом» изготовления гироскопов и в течение 3-5 лет после появления первого прибора в мастерских Николаева и Кронштадта, а потом на заводах Лесснера и Обуховском было налажено изготовление гироскопов с непрерывным улучшением их конструкции и технологии изготовления. Этому способствовал отчет лейтенанта флота Елисеева о своей командировке на завод Уайтхеда в Фиуме.
«... Пробыв 4 месяца на заводе Уайтхеда и видя массу сдаваемых разным государствам приборов Обри, я должен сказать, что наша выверка, изложенная в Технических условиях и правилах по Минному делу, стоит гораздо выше. Приборы, выверенные по нашим правилам, должны быть гораздо постояннее, чем другие, и я боюсь только, что производя таким образом на заводе Уайтхеда выверку, мы открываем глаза иностранцам, которые, вообще говоря, знают прибор плохо и почти им не занимаются...».
Красноречивое заявление, не правда ли? В конце 1898 года состояние дел с изготовлением гироскопов торпед было таково, что Главное Управление Кораблестроения считало возможным дать заказ Обуховскому заводу на 450 гироскопов. Намечалось, что ежегодный выпуск приборов составит 100 единиц :
Из отношения Главного Управления Кораблестроения и Снабжения - Морскому Техническому Комитету об изготовлении гироскопических приборов
«Признавая необходимым сосредоточить на одном заводе выделку приборов Обри для мин... изготовляемых на заводах Обуховском и Г. А. Лесснера, временно Управляющий Морским Министерством приказал дать теперь же наряд Обуховскому заводу на выделку 450 приборов Обри... . ...Условлено, что приборы будут сдаваться ежегодно в числе от 90 до 100. Ввиду срочной надобности в упомянутых приборах, временно Управляющий Морским Министерством приказал предложить Обуховскому заводу принять самые энергичные меры для организации выделки приборов надлежащих качеств...».
Подписал: вице-адмирал Верховский
Надо отдать должное - в той ситуации чиновники Морского Министерства сработали довольно оперативно. Успех в овладении сложным производством гироскопических устройств на флоте был в значительной степени обеспечен тем вкладом, который внесли русские ученые в теорию гироскопии. Всему миру известны работы в этой области С. В. Ковалевской, Д. К. Бобылева, Н. Е. Жуковского, А. Н. Крылова. Творческий интерес русских ученых, офицеров-специалистов и мастеров-гироскопистов к вопросам теории и эксплуатации гироскопов явился основой для самостоятельных разработок и постановки массового производства гироскопических приборов отечественных образцов. Главное, что чиновники заметили и признали заслуги наших отечественных ученых!
К числу замечательных изобретений, отвергнутых в то время по разным причинам, относится механизм для задания торпеде криволинейной траектории. Прибор этот был применен лишь много лет спустя и назван прибором «ВС» - водяная спираль, так как торпеда могла при действии этого устройства описывать спиральную траекторию в горизонтальной плоскости. Автор же прибора «ВС» в специальной литературе никогда не упоминался. Приводим выдержки из докладной записки мастера Балтийского завода П. Аршаулова от 11 мая 1895 года.
Докладная записка мастера Болт, завода П. П. Аршаулова об усовершенствовании мины Уайтхеда
Ваше И. В.!
Одному из мастеров Балтийского завода пришла идея сделать небольшое усовершенствование в мине Уайтхеда, которое Вы В. И. В., может быть и согласитесь испытать на практике. Мина Уайтхеда может идти на расстояние более 3000 фут; но имея в виду большую вероятность попадания, её выпускают на расстояние не более 700 фут. Легко сделать приспособление, вследствие которого руль мины после пробега этого расстояния будет автоматически положен постепенно на борт, после чего мина приобретает направление по спирали, причем вероятность попадания возрастет в несколько раз.
Мастер Балтийского завода технолог Петр Павлович Аршаулов
В докладной записке дан схематический рисунок траектории торпеды, снабженной приспособлением неизвестного мастера. Однако в то время изобретение не было по достоинству оценено современниками.
Письмо Скрыдлова о предложении П. Аршаулова в приспособлении мины Уайтхеда
Милостивый Государь Сергей Николаевич!
Вследствие письма Вашего от 4 августа с. г. за № 1400 по поводу предложения мастера Балтийского завода технолога Петра Аршаулова, заключающегося в приспособлении мины Уайтхеда автоматически изменять данное ей направление и тем заставить ее описывать круги или спираль, постепенно приближающие ее к неприятельскому кораблю, против которого она выпущена, имею честь просить Вас доложить Е. И. В... что по мнению моему проект г. Аршаулова непрактичен вследствие большой циркуляции, какую имеет мина Уайтхеда, а в тактическом отношении даже опасен, так как описывающая круги мина может натолкнуться на свой корабль... Подпись: Скрыдлов
Следует отметить, что, с точки зрения современного специалиста, вряд ли соображения Н.И. Скрыдлова об опасности данного изобретения для стреляющего корабля были как-то обоснованы и подтверждены соответствующими расчетами. Тем более, что фактом остается то, что это устройство было все же внедрено (правда через полвека) в торпедном оружии, применяемом с самолетов, вертолетов и в современных якорных минах-торпедах. Однако стоит понимать, что сравнение современного состояния оружия (и дальности его использования) и более чем сто лет назад отличается, так что опасения боевого адмирала можно считать обоснованными. Если прямоходные торпеды в годы Второй мировой чуть не утопили линкор с президентом США, то что могло бы стать с торпедами начал ХХ века, если бы они имели возможность осуществлять циркуляцию вблизи собственных кораблей - лучше не предполагать.
Не менее замечательным является еще более ранее предложение поручика Немиры. Управление торпедой по проводам в Германии с весьма малым успехом пытались осуществить в период Великой Отечественной войны. По-видимому, спустя полвека предложение поручика Немиры все еще представляло технический интерес.
Из докладной записки поручика 110-го Камского полка Немиры Морскому Техническому Комитету о проекте торпеды
... Честь имею представить Комитету описание в общих чертах предлагаемой мною мины.
Мина по форме и по движущему аппарату сходна с миной Уайтхеда, но два ее руля, горизонтальный и вертикальный, приводятся в движение посредством электромагнитов, проводники к коим, в форме одного общего кабеля, разматываются автоматически во время движения мины с двух катушек: одной, находящейся в самой мине, а другой на берегу или судне в аппарате для спуска мины. Управление производится посредством клавиши... г. Ковно Поручик Немира
На рисунке приводится современная реконструкция телеуправляемой торпеды поручика Немиры, где показаны все основные составляющие этого изобретения: катушка с кабелем телеуправления, находящаяся в торпедном аппарате и пульт управления вертикальным рулем торпеды (управление торпедой по глубине осуществляется автономно). Наблюдая в прицел за кораблем-целью и управляя торпедой по проводу, можно было вовремя разгадать противоторпедный маневр корабля-цели (против прямоидущей торпеды) и, скорректировав курс, поразить цель.
Характер движения торпеды в воде интересовал русских торпедистов в связи с мерами по повышению точности ее хода. Уже в конце 80-х годов в русском флоте имелись приборы для исследования движения торпеды. Наиболее интересные из них — автограф глубины лейтенанта Азарова, кренометр поручика Федорова, прибор для измерения углов дифферента торпеды Пылеева и др. :
«...В Кронштадте производилась стрельба минами в 1880 г., при которой момент прохождения мины через сеть на расстоянии 800 фут обозначался электрическим путем...
... Прибор для получения вида подводных траекторий мин в вертикальной плоскости... проектирован лейтенантом Азаровым.
... Кренометр, определяющий крен мины в каждой точке ее пути... проектирован поручиком Федоровым...
...Прибор для вычерчивания диаграмм движения гидростатического диска и качаний маятника... проектирован г. Пылеевым.
...Индикатор для вычерчивания кривых, показывающих работу рулевой
машинки...».
Многие из описанных здесь изобретений и нововведений наших соотечественников «дожили» до настоящего времени. В современных практических торпедах (то есть, в торпедах, применяемых для боевой подготовки кораблей ВМФ) вместо боевого зарядного отделения (БЗО) устанавливается практическое зарядное отделение (ПЗО), представляющее собой блок измерительных приборов и записывающей аппаратуры, позволяющих фиксировать многие необходимые параметры движения торпеды, а также параметры работы ее механизмов (дви-гателя, рулевых машинок и пр.). Но работы по совершенствованию торпед продолжились...
О других вопросах появления и развития торпедного оружия в русском флоте вы можете почитать здесь:
Совершенствование двигателей торпед в начале ХХ века
От создания собственных торпед - к дублированию иностранных...