Система школьного образования Великобритании – часть ее национальной гордости. Особенность социального устройства страны нашла отражение в организации обучения, разделении на типы школ. До недавнего времени репутация британского образования привлекала в страну родителей, желавших организовать детям элитное аутентичное английское образование и обеспечить им поступление в престижные вузы.
Уникальная часть английской образовательной системы – частные школы: независимые учебные заведения, которые составляют около 10% системы английской образовательной системы. Первоначально этот термин означал, что школы были независимыми от системы образования, управляемой церковью, а позже стал обозначать наиболее престижные гимназии. Это платные, часто очень дорогие учебные заведения (стоимость доходит до 25 000 фунтов стерлингов за год).
У таких школ есть собственные общежития, сильные традиции, практикуется избирательный приём учащихся, большое внимание уделяется спорту и внеучебным активностям. Как зародилась эта традиция – отдавать детей в школу-интернат? Почему это престижно и что ждет британские школы-интернаты в будущем?
Как начиналось элитное британское образование: 12 шагов
- 597 г. – Святой Августин прибыл в Англию: через год он открывает в Кентербери первую гимназию.
- 600-е гг. – В Дорчестере, Винчестере, Хексхэме, Малмсбери, Личфилде, Херефорде, Вустере и других местах открываются новые гимназии.
- 776 г. – Алкуин основал школу в Йорке.
- 1167 г. – Генрих II запретил английским студентам посещать Парижский университет.
- 1179 г. – Третий Латеранский собор постановил, что в каждом соборе должен быть учитель.
- 1249 г. – основан Университетский колледж, первый Оксфордский колледж.
- 1284 г. – основан Петерхаус-колледж, первый Кембриджский колледж.
- 1382 г. – Уильям Уайкхэм получил чартер (разрешение от властей) на открытие Винчестерского колледжа, первой независимой школы.
- 1384 г. – Кэтрин, леди Беркли, основала гимназию в Уоттон-андер-Эдж в Глостершире – первую церковную школу.
- 1440 г. – Генрих VI основал Итонский колледж.
Частные школы-интернаты в Великобритании
Независимые школы Соединенного Королевства – относительно небольшая группа учреждений, предлагающая детям получить платное среднее образование. Она не зависит от государственной системы в вопросах финансирования и управления. В XVIII веке репутация лучших учебных заведений распространилась за пределы ближайших графств: они начали принимать учеников, родители которых могли позволить себе оплату проживания, которое стало почти неотъемлемой частью престижного обучения.
Типичные крупные частные школы – Итон, Харроу, Винчестер, Вестминстер, Регби, Шрусбери или Чартерхаус – развивались из учреждений, основанных на средства благотворителей в период позднего средневековья или эпохи Возрождения. Такие благотворительные фонды предназначались для обучения местных мальчиков из относительно скромных семей. Примерно с XVII века представители аристократии и обеспеченные семьи стали пользоваться преимуществами обучения, предоставляемого частными школами.
Они преобразовывались в интернаты, хотя некоторые, например, St. Paul's или Merchant Taylors', оставались дневными, а большинство брали и дневных учеников, и пансионеров. Частные школы стали основной площадкой для подготовки студентов к поступлению в ведущие английские университеты – Оксфорд, Кембридж — к государственной службе. Учебная программа с момента основания делала упор на греческую и римскую классику, внимание спортивным дисциплинам стали уделять с 1830-х годов.
С конца XIX века был основан ряд государственных школ для девочек, а также религиозные и другие специализированные школы.
Влияние британских частных школ-пансионов исторически было огромным, учитывая решающую роль классового кодекса поведения, речи, внешнего вида. Выпускники частных школ устанавливали стандарты поведения официальной Британии с начала XIX века до середины XX века.
После окончания Второй мировой войны стиль и содержание обучения в частных школах изменились, поскольку они сознательно стремились стать частью более широкого мира, устанавливать разнообразные связи с государственными школами.
Топ частных британских колледжей
- Winchester College (Винчестер, графство Хэмпшир) был основан в 1382 году Уильямом Уайкхэмом, епископом Винчестера, открыт им в 1394 году.
- Eton College (Итон, графство Беркшир) был основан королем Генрихом VI в 1440 году.
- St Paul's School (Хаммерсмит, на западе Лондона) была основана на пожертвования Джоном Колетом в 1509 году.
- Shrewsbury School (Шрусбери, графство Шропшир) основана королем Эдуардом VI в 1552 году.
- Westminster School, или Колледж Святого Петра (западный Лондон) была соборной школой, основана королевой Елизаветой I в 1560 году.
- Merchant Taylors (Лондон) была основана и контролировалась Лондонской компанией Merchant Taylors в 1560 году.
- Rugby School (Регби, графство Уорикшир) была основана Лоуренсом Шерифом, богатым лондонским купцом, в 1567 году.
- Harrow School (Харроу, к северо-западу от Лондона) была основана в 1571 году.
- Charterhouse School (Годалминг, графство Суррей) была основана Томасом Саттоном в 1611 году.
Элитные школы сегодня
Современные частные школы-пансионы делятся на школы раздельного и смешанного обучения, большинство из них предлагает насыщенную академическую программу, сильную подготовку к поступлению и заботливую, безопасную среду. На сегодняшнем рынке образования становятся необходимы дополнительные маркеры, стратегии дифференциации. Частные школы не только стремятся предоставить уникальный, традиционный образовательный пакет, но и местоположение, размер, условия, тип предлагаемой среды. В основе лежит необходимость сбалансировать клиентский портфель, стремление к однородности внутри ниши. Элитные школы стремятся отличиться от новичков («самозванцев») на рынке, идентифицировать себя как структуру, обслуживающую элиту.
Подтверждение школой приверженности историческому наследию вместе с высоким уровнем академического образования, вниманием к развитию «целостного человека» – ключевые способы, с помощью которых учебные заведения позиционируют себя как элитные.
В условиях рыночной конъюнктуры, где покупатели элитного образования разнообразны из-за преобразований в экономической структуре общества, где многое решает на международный рынок, школам необходимо учитывать желания потенциальных клиентов, выделяться среди конкурентов. Традиционные маркеры элитарного статуса сегодня пересматриваются: необходимо равное количество мужчин и женщин, фокус на формировании лидерских качеств, soft skills, наличие программ Международного бакалавриата и одновременно академические возможности, недоступные в других местных школах.
Исторически в сфере элитного школьного образования Англии действовал гендерный фактор. Для мальчиков элитные учебные заведения стали пространством, в котором члены традиционной элиты (в Англии это приравнивается к аристократическим семьям) получали образование наряду с сыновьями богатых промышленников, причем обе группы молодых людей получали как академическое, так и этическое образование.
Однако образование молодых женщин оставалось разделенным между аристократическими семьями, которые, как правило, выбирали образование в школах-интернатах, в то время как семьи среднего класса, более низких социально-экономических слоев, получали чисто академическое и ориентированное на работу образование, которое можно найти в недавно созданных дневных школах.
Сегодня высококлассное академическое образование для девочек, направленное на поступление в престижный университет (в академическом и социальном смысле) выдвигается на первый план в школах-интернатах.
Современные школы работают в меняющемся глобальном пространстве, они должны позиционировать себя на национальных, региональных и местных рынках. При этом школам нужно обеспечивать финансовую жизнеспособность, учитывать желания потребителей из разных стран, особенности местных социальных страт.
Очевидно, что некоторые маркеры, традиционно связанные с английским элитным образованием, расширяются и переосмысляются на более конкурентном и нестабильном рынке образования, но востребованность частного английского пансиона сохраняется и сейчас.
Частные школы-пансионы после пандемии
После начала эпидемии частные школы закрылись, многие родители расторгли контракты, начали переводить детей в менее престижные учебные заведения, так как в условиях дистанта преимущества частного пансиона утрачиваются: элитная среда, занятия спортом, качественный присмотр. Самая большая проблема престижные школы ожидает в 2021 году: какие предложения по размещению они смогут предложить? Если в сентябре иностранные студенты не появятся, а британские семьи заберут своих детей, многим из них придется закрыться.
Независимые школы легко адаптируются к изменениям на рынке, переход на онлайн-обучение проходит гладко благодаря продвинутой технической базе, но готовы ли родители платить за элитный дистант?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Что не так с современной системой образования и что должно измениться?
✅ Сколько баллов ЕГЭ нужно для поступления на медицинский и сколько стоит поступить на платку