Найти в Дзене

5 книг лауреатов премии «Национальный бестселлер»

Оглавление

В начале августа был объявлен победитель литературной премии «Национальный бестселлер — 2020». Им стал писатель и музыкант Михаил Елизаров с романом «Земля». Мы решили вспомнить других лауреатов и подготовили подборку награжденных книг за последние пять лет.

Михаил Елизаров «Земля», 2020 год

«Земля» выглядит во многих смыслах куда менее радикально, чем прославивший Елизарова роман «Библиотекарь» (2007). При желании ее жанр легко можно принять за социальную прозу, рассказывающую о бытовой и личной неустроенности первого постсоветского поколения, которое в детстве развлекалось, организуя похороны дохлому мышонку в песочнице.

Книга получилась действительно совершенно иного литературного качества — куда ни бросишь взгляд, всюду не лица, а хари. Да и с такой обезоруживающей простотой о смерти среди современных авторов давно никто не говорил:
«В натуре, остыть не успеешь, а инфа о твоей безвременной кончине уже кому-то продана!». Почти двадцать лет назад литературный критик Анна Наринская писала, что, вероятно, пошлость Елизарова совпала с пошлостью времени и в этом секрет его успеха. Сейчас писатель со всей очевидностью окунулся во вневременные материи — и вновь не прогадал.

Татьяна Сохарева

Андрей Рубанов «Финист — ясный сокол», 2019 год

В художественном мире «Финиста — ясного сокола» все будто бы перевернуто с ног на голову — если в сказках считалось, что Горыныч живет у огненной реки и стережет Калинов мост, по которому можно попасть в царство мертвых (привет, Цербер!), то у писателя гибель чудища, наоборот, помогает Марье попасть на небо, в город птицечеловеков Вертоград. Вертоград — в устаревшем значении «сад» — своеобразный Эдем.

По дороге к Змею, на краю леса стоит, как водится, избушка Бабы-Яги, охранительницы входа в царство смерти. Царством смерти в определенном смысле и оборачивается для героев убийство Змея.

Несмотря на некоторые сюжетные нестыковки и стилистические шероховатости, текст этот — очень и очень увлекательный для чтения (в особенности передача различных представлений о космогонии древнего мира) и для анализа.

Полина Бояркина

Алексей Сальников «Петровы в гриппе и вокруг него», 2018 год

Книге не откажешь в залихватскости и обаянии. Герои вроде и обыватели, да с придурью, эдакие «городские сумасшедшие». Эпизодические персонажи выписаны с любовью. Алексей Сальников — внимательный наблюдатель и все тащит в свою сюжетную копилочку. В этой копилке еще есть огромная доля остроумия и немного злодейского смеха — поэтому книга читается легко, быстро, в ней много смешного, точного и цепкого. Язык автора хоть и немного отдает репортажем или постом в социальной сети, но звучит чаще всего уместно, современно. Сальников циничен, но усмешка его не злая, а добрая.

Егор Королев

Анна Козлова «F20», 2017 год

Быть может, книгу Анны Козловой было бы правильно назвать кинороманом, вот только визуалы остались бы недовольны: мрачные тона ничем не разбавляются, потому как надежда в тексте отсутствует. Язык произведения живой и совсем не возвышенный, а из ярких счастливых деталей здесь — тактильные ощущения близости, свечки, утонувшие в ванной, закат за окном и нелепые повседневные случайности. Героев жалко — с самим собой невозможно бороться, да и разбить себе голову тоже. Жить лучше хочется и в детстве, и в юности, но не получается: ни у Юли с Анютиком, ни у провинившегося духа их друга Сергея, ни даже у пса Лютика. В этом сумбурном и цинично-смешном дневнике в каждом видится человек: живой, виноватый и истерично-несчастный. Прочесть «F20» стоит, хотя бы ради того, чтобы научиться судить об окружающих не по диагнозам, а по их характерам.

Ольга Минеева

Леонид Юзефович «Зимняя дорога», 2016 год

В книге Леонида Юзефовича нет вымысла, но есть глубокая личная вовлеченность автора в события почти вековой давности. Это строго документированный, объективный исторический труд, в котором исследуется малоизвестный эпизод антибольшевистского восстания в Якутии. В напряженный диалог с событиями не только тех, но и наших дней превращает книгу несомненная и глубокая любовь историка к своим героям, сошедшимся в смертельном противоборстве. Под характеристикой «документальный роман» Леонид Юзефович подразумевает собственный, особенный жанр исторического повествования, которое можно назвать экзистенциальным дознанием.

Пепеляев и Строд — «и красный вождь и белый офицер, фанатики непримиримых вер» (как написал в те далекие годы поэт Максимилиан Волошин) — приоткрывают в книге глубокую тайну не только о себе, но о каждом из нас и, конечно, об авторе.

Елена Иваницкая

-6

Что еще почитать:
Земля против неба: шорт-лист «Нацбеста» — 2020
Врач, исцели себя сам: 7 книг о медиках и пациентах
Остановись и смотри: 7 книг на экране