Найти тему
С Богом по жизни

Деяния 1—8 о раздаянии Духа

В наши дни существуют большие разногласия относительно работы, совершаемой Святым Духом. При такой путанице идей нам следует внимательно изучить начало работы Святого Духа, как это записано в Книге Деяний. Изучение жизни церкви в самом ее начале, еще до того, как в нее были допущены лжеучения, человеческие традиции и разногласия, поможет нам понять работу Святого Духа в первом столетии и избежать существенных доктринальных ошибок.

Общий обзор первых восьми глав Деяний позволяет нам увидеть три различных проявления силы, исходящей от Святого Духа: (1) крещение Святым Духом, (2) чудодейственные дары, получаемые от Святого Духа через возложение рук апостолов, и (3) дар Святого Духа, обещанный в Деян. 2:38. В данном уроке мы рассмотрим каждую из этих особых ролей Святого Духа в церкви.

КРЕЩЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ

Святому Духу предназначалась особая роль в церкви. Его присутствие явилось исполнением обещаний, данных Иоанном Крестителем и Самим Иисусом Христом.

Обещано Иоанном Крестителем

Первое упоминание крещения Святым Духом в Новом Завете мы находим в Мф. 3. Иоанн Креститель проповедует в иудейской пустыне собравшимся во множестве израильтянам. Многие крестятся Иоанновым крещением в реке Иордан, исповедуя свои грехи (ст. 6). Но когда к нему приходят креститься некоторые из фарисеев и саддукеев, Иоанн громогласно призывает к покаянию тех лицемеров, которые отказались искренне отвернуться от своих грехов (ст. 7-10). В Мф. 3:11, 12 Иоанн предрекает:

«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым».

Некоторые люди сегодня искренне молятся о крещении “Духом Святым и огнем”. Однако контекст данного отрывка указывает на то, что Иоанн говорил не об одном крещении, а о двух совершенно разных крещениях: одно - Святым Духом, а другое - огнем. Далее Иоанн пояснял, что крещение огнем - это крещение Божьим судом, который “солому сожжет огнем неугасимым”. Конечно же, никакой христианин не захочет молиться о таком огненном крещении!

Другое крещение, упомянутое Иоанном, - крещение Святым Духом. В отношении этого крещения существует много недоразумений. Следует ли нам молиться о таком крещении сегодня? Что это было за крещение Святым Духом, которое предвещал Иоанн, говоря, что Сам Иисус будет его исполнять?

Подтверждено Иисусом

В Деяниях начало проясняться, что Иисус имел в виду, обещая крещение Святым Духом. Непосредственно перед Своим вознесением Он встретился с апостолами. “И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня; ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым” (Деян. 1:4, 5).

В этом отрывке мы узнаем несколько очень важных моментов относительно крещения Святым Духом. Давайте вникнем в характер слов Иисуса.

(1) Крещение Святым Духом - обещание, которое было дано Иисусом определенной группе людей. Перед Своим вознесением Иисус обращался с этим обещанием только к апостолам: “Будете крещены Духом Святым” (Деян. 1:5). Крещение Святым Духом было обещанием, данным апостолам, а не заповедью, обязательной для всех учеников Иисуса.

(2) Обещание Иисуса крестить апостолов Духом должно было исполниться в определенное время: “чрез несколько дней”. В Деян. 2 говорится об исполнении этого обещания в день Пятидесятницы.

(3) Обещание Иисуса предполагало определенное место. Он наставлял Своих апостолов “не отлучаться из Иерусалима” (Деян. 1:4). Крещение Святым Духом должно было произойти в Иерусалиме.

(4) Иисус обещал, что крещение Святым Духом будет преследовать определенную цель. Вот Его слова: “Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли” (Деян. 1:8). Из урока “Работа Святого Духа в христианах” мы узнали, что, когда речь шла о том, что Святой Дух “сходил”, или “нисходил” на кого-то, за этим всегда следовали чудеса. Через крещение Святым Духом Иисус обещал вооружить Своих избранных апостолов чудесной силой свыше, чтобы они могли осуществить вселенскую миссию распространения Евангелия по всему миру.

Рассмотрев эти четыре пункта, мы должны сделать вывод, что обещание Иисуса крестить Святым Духом было дано определенной группе учеников (апостолам), оно должно было исполниться в определенное время (через несколько дней), в определенном месте (в Иерусалиме), и предназначено оно было для определенной цели (облечь апостолов чудесной силой для исполнения божественной миссии). Мы не можем принять лжеучение, проповедуемое некоторыми сегодня, будто люди двадцатого столетия должны креститься Святым Духом! Все спасенные получили духовные блага, некогда излитые на апостолов при крещении их Святым Духом, но никто не получает самого крещения. Когда Иисус крестил апостолов Своим Святым Духом, произошло чудесное рождение церкви, и тем, кто повиновался благой вести, был дан дар Святого Духа (Деян. 2:38; 5:32). Это обетование принадлежит как иудеям, так и язычникам, и даже “всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш” (Деян. 2:39). Эта последняя фраза включает и нас с вами!

Исполнено в день Пятидесятницы

В Деян. 2 мы читаем об исполнении обещания Иисуса крестить апостолов Святым Духом:

«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (ст. 1-4).

Что за люди “были единодушно вместе”? Относится ли это к 120 ученикам, упомянутым в Деяниях 1:15, или к 12 апостолам? Это ключевой вопрос, потому что те, которые “были единодушно вместе” в Деян. 2:1, и составили группу получивших крещение Святым Духом. Последний стих Деян. 1 определяет эту группу, которую имел в виду Лука. Мы читаем, что Матфий был “сопричислен к одиннадцати апостолам”. Следующий стих, 2:1, говорит: “Все они [Матфий и одиннадцать апостолов] были единодушно вместе”. Деян. 2:1 относится к апостолам, а не к 120 ученикам. Всякий вопрос относительно этого снимается, когда мы видим то положение силы и власти, какое после крещения Святым Духом начинают занимать апостолы (а не 120 учеников).

Исполнение обещания сопровождалось чудесами. Исполнение обещанного крещения Святым Духом сопровождалось шумом несущегося сильного ветра (ст. 2). Этот шум, подобный производимому смерчем или ураганом, привлек внимание тысяч людей, пришедших на празднование Пятидесятницы, и народ начал собираться вокруг апостолов (ст. 6).

При крещении апостолов Святым Духом сразу же произошло два главных чуда. Одно было слышимым. Шум несущегося сильного ветра привлек внимание людей и собрал их вместе. Второе было видимым: “языки, как бы огненные”, почившие на каждом из апостолов (ст. 3). Слышимое чудо собрало людей вместе, а видимое привлекло внимание множества людей к апостолам Иисуса!

Третье чудо - когда апостолы стали говорить на иных языках. Это чудо коснулось всех апостолов. Позже Петр по этому случаю произнес проповедь; но все апостолы заговорили на иных языках, или разных наречиях, обращаясь ко всем присутствовавшим народностям. В сознании рисуется картина людей разных национальностей (список дан в ст. 9-11), собравшихся вместе и говорящих друг с другом каждый на своем родном языке. Хотя перечислено больше двенадцати национальностей, очевидно, эти люди говорили не более, чем на двенадцати языках (мы можем это понять, если сравним языковую ситуацию России и Белоруссии: два народа, но один язык). Двенадцать апостолов заговорили с представителями разных национальностей на их родных языках. Чудо говорения на разных языках было знаком для иудеев (которые тогда не верили в Иисуса Христа как Сына Божьего), что им следует послушать слово апостолов. Позже Павел писал: “Итак языки суть знак не для верующих, а для неверующих” (1 Кор. 14:22).

Исполнение обещания дало плоды, свидетельствовавшие о чудесной силе. Результаты крещения апостолов Святым Духом становятся очевидными, если посмотреть на ту авторитетную роль, которую они стали играть после перенесенного ими опыта в церкви. В день Пятидесятницы апостолы заговорили на иных языках (ср. Деян. 2:7, 8). Петр встал с одиннадцатью и проповедовал об Иисусе множеству народа (Деян. 2:14-36). За проповедью Петра последовал вопрос: “Что нам делать, мужи братия?”, обращенный к “Петру и прочим Апостолам” (Деян. 2:37).

Благодаря чудесам, имевшим место в день Пятидесятницы, люди признали божественную власть апостолов, и многие обращались к ним за авторитетным Божьим ответом на вопрос о спасении. Петр передал им вдохновленное свыше повеление: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов...” (Деян. 2:38). Три тысячи душ повиновались его призыву. Крестившись, эти новые христиане “постоянно пребывали в учении Апостолов” (Деян. 2:42). В следующем стихе говорится, что “много чудес и знамений совершилось чрез Апостолов” (Деян. 2:43). Крещение Святым Духом в день Пятидесятницы в Иерусалиме сделало апостолов Иисуса способными стать Его авторитетными, творящими чудеса, говорящими на многих языках представителями!

В первых главах Деяний говорится, что никто иной, кроме апостолов, не был наделен силой исполнения чудес. Глава 3 Деяний повествует об исцелении Петром и Иоанном человека, хромого от рождения. В Деян. 4:33 мы читаем: “Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа…”. Деян. 5 рисует перед нами яркую картину:

«Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них. Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» (ст. 14-16).

В наши дни некоторые провозглашают, что наделены от Бога чудотворной силой. Утверждая, что крещены Святым Духом, они настаивают на том, что могут творить те же знамения и чудеса, что и Иисус со Своими апостолами в первом веке. Эти претензии надо сравнить с вдохновенным историческим свидетельством Луки в Деяниях. Если врачеватели современной веры не способны исцелять всех больных, то их дела не соизмеримы с тем, что делали апостолы в те первые дни церкви нашего Господа!

В Деян. 5:17-32 мы читаем об аресте апостолов первосвященником и его приспешниками. И опять же именно апостолы проповедовали Евангелие и творили чудеса, и поэтому арестовали только их. Глава 5 повествует о чудесном освобождении апостолов и тюрьмы после того, как ангел Господень отворил двери темницы и вывел их, говоря: “Идите и, ставши во храме, говорите народу все сии слова жизни” (ст. 20). На следующее утро служители доложили, что темница была запертою с предосторожностью, и что стража стояла у дверей, но внутри никого не было (ст. 22, 23).

ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК АПОСТОЛЬСКИХ

Четыре главы Книги Деяний, начиная со второй и заканчивая пятой, убеждают нас в том, что апостолы Иисуса были признаны наделенными властью от Бога в научении, благовествовании и в громадной работе, проводимой ими. Эту власть апостолы получили в день Пятидесятницы через крещение Святым Духом. Глава 6 Деяний, однако, повествует уже о других людях, начавших творить знамения и чудеса.

На семерых

В Деян. 6:8 мы читаем: “А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе”. Так как Стефан не был апостолом, этот стих - первое свидетельство того, что чудеса начал творить кто-то, помимо апостолов. Как же Стефан получил подобную силу? Косвенный ответ на этот вопрос содержится в Деян. 6:5, 6, где мы читаем о том, что Стефан был одним из семерых, на которых апостолы возложили руки. После возложения на него рук апостолами Стефан начал совершать “великие чудеса и знамения” (ст. 8).

Деян. 8 рассказывает о Филиппе, из тех же семерых, на которых апостолы возложили руки в Деян. 6. Филипп пошел в Самарию, где проповедовал Христа и творил знамения (Деян. 8:5, 6). В результате учения Филиппа и совершения им чудес многие исцелялись и крестились (ср. ст. 7, 12). Услышав об успехе Филиппа, апостолы послали Петра и Иоанна в Самарию (ст. 14). Стих 17 говорит, что после возложения Петром и Иоанном рук на этих новых христиан они приняли Святого Духа. “Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса” (ст. 16).

В стихе 16 мы обнаруживаем два факта. Как мы уже отмечали, когда Святой Дух “облекал” кого-либо, “сходил” или “нисходил” на него, человек тот неизменно становился обладателем чудесной силы. Мы находим различие между тем, что Святой Дух дается как дар раскаявшемуся и крестившемуся верующему, как это обещано в Деян. 2:38, и тем, что Святой Дух нисходит на кого-то, облекая человека силой совершать чудеса. Когда апостолы впервые пришли в Самарию, они нашли там новых христиан, просто крестившихся “во имя Иисуса Христа” и “получивших дар Святого Духа” (Деян. 2:38). Однако Святой Дух “не сходил еще ни на одного из них”, и поэтому никто из них в то время не мог совершать чудесные знамения. Такие чудесные способности могли быть переданы только через апостолов.

На самарян

В Деян. 8:17, 18 говорится: “Тогда [апостолы] возложили руки на них [самарян], и они приняли Духа Святого. Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги”. Ведь Святой Дух невидим, как же Симон мог “увидеть”, что Дух подавался через возложение рук апостольских? Писание специально ничего не говорит по этому поводу, но мы можем сделать вывод, что вслед за возложением апостольских рук самаряне начали творить знамения, которые можно было увидеть или услышать. Увидев эти знамения, Симон захотел купить у апостолов их чудесную способность.

Симон увидел то, что нужно видеть сегодня всем истинным ученикам Иисуса: чудесная сила от Святого Духа передавалась через руки апостолов. Апостолы получили эту силу совершения знамений непосредственно от Самого Иисуса через крещение Святым Духом в день Пятидесятницы. Другим христианам чудодейственные дары Святой Дух предпочел передавать через апостолов. Так как сегодня никто не обладает качествами, позволяющими ему служить апостолом (ср. Деян. 1:21, 22, где дается характеристика апостолов), мы можем заключить, что “апостольской должности” в сегодняшней церкви больше не существует. И так как нет больше апостолов, которые бы возлагали руки на собратьев-христиан, Святой Дух больше не наделяет чудесными дарами, как это было в первом столетии. Это, однако, не означает, что Иисус сегодня не действует в жизнях Своих верных учеников! Иисус действует, и еще как! Но Он действует через веру и молитву, а не через чудесные дары, передаваемые апостолами.

Книга Деяний ясно указывает на тот канал, по которому текла чудодейственная сила от Святого Духа в раннюю церковь. Крещение Святым Духом в день Пятидесятницы наделило чудотворной силой апостолов: они “облеклись силою свыше” (Лк. 24:49). Эта сила дала им способность вдохновенно говорить, возможность творить чудеса и передавать чудесные дары другим христианам, на которых они возлагали свои руки. Служение апостола было очень авторитетным - вторым по значению после положения, которое занимал Сам Иисус Христос (ср. Еф. 2:20). Апостолы и их работа заложили основание церкви (Еф. 2:20) и самого неба (Отк. 21:14).

ДУХ ПРЕБЫВАЮЩИЙ

В то время, как чудесные дары Духа передавались через крещение Святым Духом и возложение рук апостолов, в Деян. 2:38 Петр обещал, что всякий покаявшийся и принявший водное крещение грешник получит “дар Святого Духа”.

Дар Святого Духа, обещанный в Деян. 2:38, - это не чудесный дар от Святого Духа, это пребывание Самого Святого Духа. Петр проповедовал: “Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш” (Деян. 2:39). В это обещание было включено несколько групп людей. Первая: “вам... и детям вашим”, что включало иудеев и их детей. “Всем дальним” включало язычников. Когда Петр впервые проповедовал это обетование, даже он полностью не понимал его. Однако после особого излияния Духа на Корнилия с домочадцами в Деян. 10 Петр и его иудейские братья убедились, что в обетование, содержащееся в Деян. 2:39, действительно были включены язычники.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наш Господь чудесным образом вооружил Своих апостолов для выполнения задачи, которая не под силу обыкновенному человеку: свидетельствовать о Нем по всему миру. В Деян. 1:8 говорится: “Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли”. Наш Господь также дает всем Своим послушным ученикам дар пребывающего в них Святого Духа, Который не творит чудес, но дает силу жить по-христиански и приносить духовные плоды.

Святой Дух | С Богом по жизни | Дзен

👉🏻 Бронирование отелей и квартир (Реклама. Общество с ограниченной ответственностью «ТВИЛ СОФТ». ИНН 9731077781)