Прочитал книгу Жана-Пьера Пастори «Ренессанс Русского балета». Это красивая книжка, наполненная иллюстрациями и фотографиями. Они не являются редкими, но неизменно производят приятное впечатление для глаз. То же самое можно сказать и о тексте.
Люди, которые интересуются личностью Дягелева и его деятельностью, не найдут в нем ни одного нового факта. Однако это совсем не расстраивает. Автор «не грешит подробностями» его изложение предельно легкое.
Вообще вся книга с ее парой сотен страниц легко читается за один вечер. Если сопроводить ее чтение парой бокалов вина из региона «Аморони», то вечер и вовсе будет удачным. А уж если в фоновом режиме иногда заглядывать на телевизор, где идут записи балетных спектаклей так и вовсе.
Жан Пьер Пастори — президент компании «Балет Бежар», директор крупного музея в Монтре в Швейцарии. Он является одним из главных балетных экспертов. Хотя Женева и Лозана не сильно изменились с тех пор, как Дягилев их называл деревней. Он удивлялся успеху своих спектаклей — все же Швейцария на культурной карте мира занимает почетное место.
Не случайно автор удиляет очень много внимания Эрнесту Ансерме, руководителю лозанского оркестра, который во время Первой Мировой Войны стал дирижером дягелевских балетов. Было ли это вызвано тем, что война лишила Дягилева выбора или его выдающимися способностями я не знаю. Однако, никто из тех, кто писал о русском балете не придавал фигуре Ансерме такого значения.
В остальном работу можно именовать милой и приятной безделицей. Она безусловно украсит книжную полку. Вообще толковых работ о балете много, а подлинный эксперт должен иметь библиотеку так отчего же не написать или не купить книгу? Только вот чудаки типа меня покупают книги электронные.
Книга рассказывает об очень сложном периоде в жизни Дягилева и его балета. Началась мировая война. Незадолго до этого произошел разрыв Дягилева и Нежинского. Дягилев не смог простить танцовщику того, что тот женился на женщине и пытался забыться в объятиях Мясина. Мясин был талантливым танцовщиком. Дягилев пытался сделать из него хореографа занимаясь его творческим развитием. В этот момент происходит настоящая смена вех.
Интересным в книге может быть момент того, как вынужденный финансовыми обстоятельствами Дягилев едет в американские гастроли. Ансерме характеризует американскую публику, как скотов. Он дает ужасающие описания того, какие цензурные ограничения происходили в Бостоне, например. Но самым забавным для меня было то, как Стравинский и Нежинский шантажировали Дягилева и выжимали из него деньги угрожая не ехать в Америку.
Полностью статью можно прочитать здесь.
Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить лайк!