Здравствуйте, дорогие друзья!
И снова с вами рубрика «Рок-Сундук» от Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга, в которой мы рассказываем о различных изданиях виниловых пластинок в коллекциях.
Сегодня впервые в нашей рубрике пойдет речь об альбомах группы, исполняющей музыку в стиле хэви-метал – Judas Priest. Не хочу никого обидеть, но когда пытаются найти этот стиль исполнения в таких группах как Steppenwolf или Deep Purple, хочется сразу возразить – послушайте «Приста», и все сразу встанет на свои места. При этом музыкальная карьера «металлеров» начиналась с довольно-таки мелодичного хард-рока с недвусмысленными нотками прога: группа оформилась где-то в 1969 году, но тогда метал никто не исполнял и он вообще не был никому известен. осталось его придумать. "Хэви" вышел на мировую сцену по причине и ввиду жадного поглощению музыкальной аудиторией, взявшей в руки гитары, идей экстравагантно-блюзовой игры Пейджа из "Цеппелинов" и мрачного наследия Оззи Осборна на первых четырех альбомах "Саббатов". Сюда можно еще добавить различных персонажей музыкальной истории, но хэви-метал получил развитие, начиная только с 1980 года, и британские парни из Judas Priest были одними из первых, кто сделал это: утяжелил звук, добавил ритма и адреналина в кровь (а кому-то и корвалола в горло))). Можно ли их считать отцами-основателями жанра хэви – не знаю, не возьму на себя роль судьи в этом вопросе. В конце 1970-х – начале 1980-х годах стали появляться коллективы, которые самостоятельно стали развивать жанры хэви-метала, перераставшего далее в спид\пауэр-метал, треш-н-хэви или треш. Да, я говорю о таких командах как Venom, Metallica, Megadeth, Mercyful Fate и иже с ними. У каждого направления есть начало, но, несомненно, музыка Judas Priest оказала влияние на всех вышеперечисленных товарищей, да и не только на них. Мир экстремального металла тоже сформировался во многом благодаря влиянию музыки Judas Priest.
Суть не в этом – музыка интересная, бодрая, насыщенная, вокал основного фронтмена Роба Хэлфорда колоритный и кричащий. Аццкий СоТона, пищящие суккубы, выжженные пентаграммы на лбу Кожа, заклепки, мотоциклы, хлысты – все это Judas Priest придумал и культивировал, за что по праву считается очень влиятельной группой в жанре становления хэви-метала. Ну, прошу любить и жаловать…
Начало, правда, у коллектива, если верить биографам, было туманным. Собравшись впервые в 1969 году, претерпев кучу приходов и уходов различных персонажей (главной проблемой команды на всем протяжении полувековой истории были барабанщики, их сменилось около десятка), дебютный альбом парней вышел только спустя 5 лет, в 1974 году. Может оно и к лучшему: отточили мастерство игры на сцене, сделали себе первую рекламу, зато есть понимание, что нужно исполнять. Мало молиться на Джимми Хендрикса или Боба Дилана, чья композиция «The Ballad of Frankie Lee and Judas Priest», к слову говоря, оказала прямое влияние на выбор названия коллектива, - новаторы тем и отличаются, что начинают придумывать что-то свое.
Лейбл Gull, выпустивший две первые пластинки - Rocka Rolla (сентябрь 1974 года) и Sad Wings of Destiny (март 1976 года), стал первым в истории группы лейблом, давший парням заработать немного денег. Альбомы вышли в Европе, а защищающие свои инвестиции США с Канадой выпустили их на лейблах Passport Records и Visa Records.
!(во время чтения статьи не забываем листать галереи, там скрыты все фотографии)
Первый альбом почему-то очень не нравится музыкантам и поныне, хотя при внимательном прослушивании можно легко угадать влияние Black Sabbath и где-то Nazareth. Впрочем, помимо Хэлфорда, Хилла и Даунинга зуб на альбом точила и компания Coca-Cola (по вполне понятным причинам, не требующих дополнительных разъяснений). Хэлфорд как самым «заметализированный» с ног до головы, все-таки уговорил своих будущих менеджеров выпустить альбом с другой обложкой, и такой выпуск состоялся в ряде стран Европы и США, начиная с 1984 года, в том числе на виниле, и, по мнению коллектива, больше отражал их настроения.
Обложка второго альбома выглядела уже более впечатляюще с точки зрения художественного оформления и отражала какие-то библейские мотивы об ангелах. Здесь уместно обратить внимание на символ, свисающий с груди ангела – некий «крест Иуды-священника», который в дальнейшем будет использоваться в качестве фирменного знака команды. США и Канада выпустили альбом на лейбле Janus Records, затем переиздали его на Ovation Records и RCA. Как и первый альбом, издания не раскрывались, вкладки отсутствовали. Единственное, в 2010 году в США и Англии вышли переиздания с разворотами (в английском варианте на развороте присутствовали тексты песен). В моей коллекции альбом представлен французской перепечаткой 1980-х годов на лейбле Milan.
Начиная с третьего альбома Sin After Sin, вышедшего в апреле 1977 года, началась более чем 20-летняя эпоха взаимоотношений с лейблом CBS, закончившаяся только после выхода культового альбома Painkiller. Выпуск распределился следующим образом: Англия с «колониями» (Австралия, Новая Зеландия) + континентальная Европа – CBS, США + Канада – лейбл Columbia, Япония – лейблы CBS/Sony и Epic. Альбом, который, кстати, продюсировал Роджер Гловер из Deep Purple, вышел также без вкладки и не раскрывался, за исключением изданий в Аргентине (кат.номер CBS – 119727, Serie De Lujo – 119727) и переизданий в ремастере в Англии на лейбле Back On Black в 2010 году (где он вышел на двойном виниле).
С четвертого альбома, увидевшего свет в феврале 1978 года под названием Stained Class, начинаются постепенные преобразования в то, что называется сегодня хэви-метал. Готическое оформление обложек отходит в небытие, сами обложки альбомов становятся темно-красных тонов, изображения приобретают форму футурологии, очень популярной среди метал-групп (железные демоны, птицы, киборги и все в таком духе). Хотя "Присты" не были первопроходцами в этих образах, вспомним обложку группы Emerson, Lake & Palmer - Tarkus (1971). Музыка приобретает жесткий окрас.
Альбомы начинают комплектоваться вкладками. На этом альбоме вкладка отличалась только в штатовских изданиях, где она была черно-белой, тогда как у европейцев она была темно-красной. Японцы, напомню, все свои альбомы комплектовали специальными вкладками для внутреннего рынка (двух страничные или четырех страничные вкладки с иероглифами и текстами песен на английском языке). В очередной раз альбом вышел на двойном виниле только в английском переиздании 2010 года, где на разворот были вынесены тексты песен.
В этом же 1978 году, в октябре, выходит пятый студийный альбом под названием Killing Machine. На европейском рынке пластинка успела выйти в Англии, Греции, Голландии, а также в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР и Японии. В США и Канаде (а также в Южной Корее) альбом вышел в 1979 году под названием Hell Bent for Leather (в Штатах, где в конвеерном порядке работают студии по производству комиксов про зомби, всякую "дичь", мертвечину и т.д., кому-то не понравилось слово «убийство» в названии альбома. Это теория Юнга, наверное?). Вкладкой альбом не комплектовался, единственное отличие во всех изданиях принадлежит штатовскому ремастеру от 2014 года, который вышел лимитированным тиражом с разворотом и текстами песен на нем.
В поддержку «кожаного» альбома группа отправилась в мировое турне, результатом которого (помимо кэша) стал выход первого концертного альбома Unleashed in the East (выступление в Токио, Япония). Японские издания вышли с доукомплектацией миньоном с четырьмя композициями (англичане тоже подсуетились и выпустили лимитированное издание с доукомплектацией миньоном на три трека). На задней стороне обложки можно увидеть выделенный компанией Harley-Davidson мотоцикл, на котором сидит Хэлфорд. Это станет визитной карточкой группы на концертах. Альбом был беден на комплектацию, не раскрывался, за исключением традиционного английского ремастера от 2010 года на лейбле Black On Black и европейского переиздания 2017 года, комплектовавшегося вкладкой (см. здесь).
В апреле 1980 года выходит кульминационный альбом в истории группы – British Steel, который оформляет такой стиль исполнения как хэви-метал. Здесь и характерные для стиля названия композиций (к примеру, «Metal Gods», «Steeler»), и музыка становится боевой и наполненной резкими соло-партиями). Через три года выйдет альбом Metallica - Kill’ Em All, где гитарные запилы и ритмы будут тяжелее и быстрее, но это будет спустя только 3 года, так что «Присты» приросли расширенной публикой и получили в США "платину" как за самый первый коммерчески хитовый альбом (1 млн. проданных экземпляров).
Единственное издание, комплектовавшееся вкладкой, было японским (кат.номер Epic – 25·3P-208). Остальные издания были оформлены просто, хотя в интернете ходят слухи, что какое-то ограниченное издание первых прессов комплектовалось настоящим бритвенным лезвием. Все это может оказаться слухами либо бритва действительно поставлялась, но не относилась к официальной комплектации (тоже самое было с надувным поросенком с альбома группы Pink Floyd – Animals’77). Американский треклист отличался от европейского перетасовкой композиций. Также альбом, в отличие от предшественников, выдержал ряд переизданий на тяжелом виниле, начиная с 2001 года, англо-европейские релизы 2010 и 2017 годов традиционно раскрывались. Самое смешное, что альбом записывался на территории женского монастыря.
Вкладки начинают уверенно возвращаться на альбомы, начиная с 1981 года. Как раз штатовские издания седьмого студийника Point Of Entry (февраль 1981) содержали цветную вкладку с фото и текстами песен, при этом обложки, как и обложки преимущественно американских стран, отличались от европейских. Японские издания были оформлены как и американские. В моей коллекции есть информационная вкладка лейбла (CBS) с рисунками на одной стороне, но это именно спецвкладка. Варианты с разворотом и текстами песен на нем вышли как и всегда в 2010 годах в Европе.
Вышедший в июле 1982 года восьмой студийный альбом под названием Screaming for Vengeance в изданиях всех ведущих стран содержал черно-белую вкладку с текстами песен. Она на поздних выпусках несколько отличалась, к примеру, желтым фоном на штатовском издании 2014 года (см. здесь), а в европейском переиздании 2017 года вкладка повторяла рисунок с обложки и также содержала тексты песен. На этом альбоме было закреплено настоящее хэви-металлическое звучание, очень многие группы того времени будут его копировать. Англичане на первых изданиях, а также в одном из переизданий снабдили пластинку постером на 4 разворота.
Девятый и десятый альбомы, вышедшие в январе 1984 года (Defenders of the Faith) и в апреле 1986 года (Turbo) соответственно, как и Screaming for Vengeance, снискали на американском континенте огромную популярность, за что и получили каждый по "платине" от США и Канады. Во всех ведущих странах альбом комплектовался цветной вкладкой с фотографией и текстами песен, при этом на альбоме Defenders of the Faith обложка отличалась только на штатовском переиздании 2018 года (см. здесь), а обложка альбома Turbo отличалась только на европейском ремастере 2017 года, там же была и отличительная по рисунку вкладка. Издания 2010 года на двойном виниле традиционно вышли с разворотом. Кстати, альбом Turbo изначально планировался как двойник, но выпускающие лейблы не оценили выгоды, поэтому, я думаю, много демо-записей так и осталось в архивах истории. Также критики считают альбом экспериментальным ввиду наложения синтезаторов, что после альбомов 1982-1984 годов не у всех нашло поддержку.
В 1987 году команда выпускает второй концертный альбом на двойном виниле - Priest…Live! Все издания вышли с разворотом, который не менялся в зависимости от переизданий, единственное, нужно отметить, что вкладки на первых английских изданиях отличались светлым фоном от остальных вкладок.
В мае 1988 года выходит одиннадцатый студийный альбом Ram It Down. По комплектации ничем не отличался от предшественников: вкладка с текстами песен в ведущих странах, разворот на ремастере 2010 года и вкладка с другим рисунком на переиздании 2017 года. Я бы отметил здесь очень напористый запильный звук соло-гитар, что напоминает первый альбом Metallica. Может не всем по вкусу именно такие соло-запилы, а мне вот, наоборот, очень нравится. Поэтому отмечу открывающую композицию «Ram It Down».
В сентябре 1990 года вышел, пожалуй, самый узнаваемый и самый сильный альбом команды – Painkiller, в сущности, благодаря одноименной композиции. Она же, на мой взгляд, одна из лучших во всей дискографии. Этот альбом, по мнению биографов, оказал значительное влияние на дэт-блэк-металлическую школу, в особенности среди европейских команд, а потрясающий кавер на эту композицию сделал Чак Шульдинер из дэт-металлической группы Death (можно услышать на альбоме 1998 года The Sound of Perseverance). Шульдинер, кстати достаточно любопытная личность, потому что также черпал вдохновение у Judas Priest и считается новатором в области создания дэт-металлического звучания (стал применять его одним из первых в 1985 году).
Надо отметить, что Painkiller в целом завершил для группы эпоху винила, разом исчезли ведущие лейблы, и в 1990-х и начале 2000-х годов альбомы, такие как двойник Jugulator (октябрь 1997 года), третий концертник на тройном виниле '98 Live Meltdown (сентябрь 1998 года) и двойник Demolition (июль 2001 года) вышли только в Германии на немецком лейбле Steamhammer. Альбомы Jugulator и Demolition были записаны с новым вокалистом Тимом Оуэнсом по причине того, что Хэлфорд в 1992 году покинул коллектив для участия в своем личном проекте под названием Fight (в 1993 и 1995 году вышли два студийных альбома этой группы), однако в 2003 году Хэлфорд вернулся к «Пристам» и через два года поклонники услышали новый логплей под названием Angel of Retribution (2005).
Альбом вышел на виниле, как и предыдущие переиздания студийных альбомов, в 2010 году двойником в Англии на лейбле Back On Black и двойником в Европе в 2017 году на лейбле Sony Music, все издания раскрывались, на развороте были тексты песен.
Через три года, в июне 2008 года, «Присты» выпускают первый концептуальный альбом, посвященный предсказателю Мишелю Нострадамусу. На тройном виниле и с идущими в комплекте двумя CD-дисками альбом вышел в США и Европе в том же 2008 году в формате «бокс-сета». Издания также комплектовались книгой на 48 страниц и постером на 4 разворота с изображением четырех всадников Апокалипсиса. Красивое издание и красивый альбом в целом.
Семнадцатый по счету альбом Redeemer of Souls (июль 2014 года), вышел двойником на виниле в Германии (на Sony Music) и Штатах (на Epic), при этом обложка немецкого издания была выполнена с метализированным оттенком. Альбом раскрывался, на развороте были напечатаны тексты композиций.
Последним студийным альбомов команды на сегодняшний день является восемнадцатый по счету Firepower, вышедший в марте 2018 года. На виниле (преимущественно цветном), в отличие от своих предшественников 1990-2000-х годов, был представлен широко, хотя японские, американские, немецкое и австралийское издания были в основном лимитированными. Все издания содержали вкладки с текстами песен, одно из изданий комплектовалось CD-диском. Не могу сказать про все обложки, но ряд лимитированных изданий вышел с выпуклыми элементами на аверсе и реверсе конверта (в моей коллекции одно из таких).
У группы, естественно, имеется в наличие ряд сборников, которые требуют упоминания в тексте статьи, но я это оставлю для комментариев, где уважаемые читатели могут сделать дополнения по этому вопросу. В любом случае, виниловые сборники далеко проигрывают по оформлению сборникам на CD, и про особенности CD-изданий уважаемые читатели также могут оставлять комментарии.
Что ж, на этом все на сегодня. Приятного прослушивания.
Всем удачи в делах, берегите себя и своих близких. До скорых встреч.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на наш канал на Дзене, оставляйте комментарии, делитесь публикациями в соцсетях.
-------------------
Автор статьи – Председатель Общества Коллекционеров Санкт-Петербурга Страхов Александр.