Тысячи лет все, кто писал об архитектуре, сравнивали творения строителей и зодчих с миром природы. Великий американец Фрэнк Ллойд Райт построил всю свою карьеру на понятии «органической архитектуры». Его здания всегда были чувствительны к окружающему ландшафту, тщательно увязаны с садовыми посадками вокруг и замечательны своими материалами.
Как архитектор Райт развивался под влиянием знаменитого американского архитектора XIX в. Луиса Г. Салливана, у которого недолго работал, и английского течения «Искусства и ремесла». Но его величайшие сооружения спроектированы уже в веке ХХ, а вся его карьера получилась довольно долгой и длилась до 1959 г. — до самой смерти.
Всю свою долгую жизнь Райт развивал теорию и практику органической архитектуры, исследовал способы взаимодействия архитектора и окружающей среды. Такой метод строительства подчинялся принципу «Искусств и ремесел» — верности материалам, — и Райту нравилось все природное: он терпеть не мог закрашивать деревянные или каменные поверхности или покрывать их штукатуркой.
Четыре стихии
Однако желание Райта приблизить свои постройки к природе было еще глубже. Он прислушивался к науке Древнего мира, и ему нравилось представлять, что мироздание состоит из четырех элементов — земли, воздуха, огня и воды. И поэтому во многих постройках Райта все четыре играют свою роль.
Землю символизировала кирпичная кладка, оголенная и снаружи и изнутри. Кладка во многих домах Райта выполнена великолепно, из тонких, изящных кирпичей, размещенных арками над входами и каминами.
Воздух в типичном «органическом» доме — в обилии дверей и французских окон, открывающихся в сад и на террасы и балконы. Хозяев дома, созданного Райтом, приглашают как можно больше времени проводить в воздушных, практически уличных пространствах таких террас, они распахивают вовне все комнаты, даже спальни и кабинеты.
«Любое здание, построенное для человека, должно быть природной, органичной частью территории» Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959), американский архитектор. Цитата из книги У. Дж. Р. Кёртиса «Современная архитектура с 1900 года» (1982)
Огонь — не менее важная для Райта стихия. Он рассматривал очаг как символ и буквальный центр всего дома, и многие его постройки спланированы вокруг главного камина. Всю жизнь Райт придумывал все новые способы сооружения домов вокруг очага, желая стянуть их обитателей к теплу и уютному свету огня.
Воду в дом привести труднее — сделать ее видимой, однако Райту это иногда удавалось. Самый знаменитый его «Дом над водопадом» на Медвежьем ручье в Пенсильвании построен, как следует из названия, над водопадом, и в нем шум потока неумолчен. В другом его доме по канальцу на полу и вокруг очага течет вода, словно огонь взят под охрану миниатюрного рва. В третьем округлый бассейн размещен наполовину внутри гостиной, а наполовину — снаружи.
Дом и пейзаж
Как следует из включения Райтом воздуха в состав четырех стихий, он всегда настаивал на близкой связи между внутренним и наружным в любой постройке, между домом и садом. Как и архитекторы «Искусств и ремесел», он закладывал в застройку и сад, иногда связывая здание и окружающий ландшафт террасами и открытыми галереями. Кладка балконов часто включает в себя вазоны — зеленый мир сада проникает прямо в дом.
Райт заявлял: он стремится сделать так, чтобы его сооружения меняли пейзаж как можно меньше. Он говорил, что дому надо стоять не «на» холме, а «при» холме, — иными словами, он должен быть органической частью ландшафта, а не чем-то привнесенным извне.
Райту это не всегда удавалось. Некоторые его постройки присутствуют в пейзаже настолько явно, что, несмотря ни на какие природные материалы и внимание к размещению, бросаются в глаза, а не смотрятся «при» естественном ландшафте. Некоторые его маленькие дома — отделанные деревом приземистые здания для американцев среднего класса — в этом отношении более удачны. Да и жилища самого архитектора — «Талиесин» в Висконсине и «Западный Талиесин» в Аризоне — выглядят так, будто возникли из своего природного окружения: «Талиесин» — из-под холма, а поместье «Западный Талиесин», украшенное громадными местными валунами, — из Аризонской пустыни.
Представления Райта об органической архитектуре приобрели большую популярность среди архитекторов, желавших минимизировать экологический урон от своих построек и при этом строить здания и привлекательные, и долговечные. Многие дизайнеры, черпающие вдохновение в работах Райта, опираются и на традиции строительства из доступных местных материалов характерными для той или иной местности экологичными способами.
Некоторые сторонники органической архитектуры в целях энергетической эффективности и минимального вмешательства в пейзаж применяют теплозащиту грунтом, частично погружая здание под землю (см. стр. 194). Так, вдохновляясь первопроходческими идеями Райта и его единомышленников, архитекторы развили органическую архитектуру в новых направлениях, создав красивейшие и вдохновляющие здания, чувствительные к нуждам и заказчиков, и самой планеты.
Дома прерий
Райт называл многие свои большие жилые постройки «домами прерий». Это приземистые здания, часто имеющие в плане крест или структуры наподобие детского флюгера-вертушки. Райт считал, что такой дизайн позволяет бо2льшую близость к земле и подходит к открытым пространствам американского Среднего Запада, хотя некоторые его постройки — например, «Дом Роби» (ниже) — возведены в предместьях Чикаго.
«Юсоновские» дома
Для заказчиков, которые не могли позволить себе масштабные проекты, Райт разработал «юсоновские» дома. Название происходит от аббревиатуры «USONA» (United States of Northern America, Соединенные Североамериканские Штаты) и подчеркивает американский подход к проектам. Дома построены из природных материалов, в них много дерева, пространство используется экономно, конструкция проста. Как и все здания Райта, они аккуратно подогнаны под окружающий ландшафт.