Найти тему
Усадьба Кусково

Как строился дворец-театр в усадьбе Останкино


В 1743 году усадьба Останкино перешла в род графов Шереметевых в качестве приданого княжны Варвары Алексеевны Черкасской, ставшей супругой графа Петра Борисовича. Последний же был занят строительством любимой резиденции в Кускове, и не уделял Останкино большого внимания - усадьбы выполняла роль хозяйственной вотчины. На территории был создан регулярный сад квадратной формы, построены теплицы и оранжереи, в которых выращивались лимоны, персики, гранаты, миндаль, фиговые и оливковые деревья. В пятидесятые годы на территории регулярного парка построен увеселительный павильон - "воксал”.

Д. Лафон по рисунку Ж. де ла Барта. Вид, снятый с балкона Останкинского замка, принадлежащего графу Шереметеву. 1799.
Д. Лафон по рисунку Ж. де ла Барта. Вид, снятый с балкона Останкинского замка, принадлежащего графу Шереметеву. 1799.

Формирование усадьбы в знакомом нам виде началась при наследнике графа, Николае Шереметеве. Страстный театрал, знаток искусств, Николай Петрович хотел осуществить в Останкине свою давнюю мечту о создании масштабного театрально-дворцового комплекса.

Строительные работы начались в 1792 году и активная их фаза продолжалась шесть лет. Над проектом этого необычного дворца работали известные русские архитекторы Ф.Кампорези, В.Бренна и И.Старов, а воплощали его крепостные архитекторы графа - А.Миронов и П.Аргунов.

-2

Последний этап строительства оказался наиболее трудным. В ноябре 1796 года умирает императрица Екатерина II. Вскоре новый император Павел I вызвал Николая Шереметева в Петербург и произвел в почетную должность обер-гофмаршала. На весну 1797 года были назначены коронационные торжества в Москве, и граф решил устроить приём императору Павлу Петровичу в Останкине.

Вид на усадьбу Останкино в 1833 году
Вид на усадьбу Останкино в 1833 году

Сей же час из Петербурга в строящуюся резиденцию в Останкино полетели распоряжения:

"Стараться сколько можно все останкинское строение приводить к скорейшему окончанию"


Зима 1796/97годов выдалась на редкость снежной и морозной, но работы не прекращались. Останкинский управитель А.Агапов регулярно доносил графу о ходе строительства, 25 декабря 1796 года он писал:


"Над построением в Останкине происходит всевозможное поспешание, а как стужа делает помешательство, то и принужден, а особливо новую пристройку, нагревать железными печками и котлами и к безопасности взята вся предосторожность".

5 января, в дни рождественских праздников, А.Агапов вновь докладывал графу:


"Работы домашними мастерами производятся по настоящей скорой надобности, не исключая праздничных и воскресных дней, и в ночное время работают со свечами, а с вечера до десяти, а поутру с начала пятого часу... "
-4

В таких условиях завершалось строительство и отделка дворца. расписывались плафоны, набирались паркеты, заканчивались декоративные работы. А тем временем в Москве и Петербурге заказывались и приобретались: мебель, светильники, картины, гравюры, скульптура. Так закладывалась основа останкинских коллекций.
Нагруженные обозы один за другим прибывали в Останкино.
Под руководством П. Аргунова вещи размещались в залах, на местах, специально отведенных для них.
К весне 1797 года очередной этап строительства был завершён,и, хотя работы продолжались и в 1798 году, 25 апреля Останкинский театр-дворец предстал перед гостями во всем своем великолепии.

Император, как свидетельствует Камер-Фурьерский журнал, посетил Останкино во время прогулки в сопровождении императрицы и четверых приближенных, однако они только осмотрели дворец, не задержавшись даже на чай.

Б. Курзин. Разрез центрального корпуса останкинского дворца по южной анфиладе. 1796-97
Б. Курзин. Разрез центрального корпуса останкинского дворца по южной анфиладе. 1796-97

Готовившийся к пышному празднику в честь императора граф был разочарован, однако две недели спустя, 7 мая, был устроен действительно пышный прием, на который были приглашены бывший польский король Станислав Понятовский и «358 российских господ и иностранных министров». Опера А.-Э.Гетри «Самнитские браки», исполненная в тот вечер крепостной труппой, позволила графу продемонстрировать во всем блеске возможности нового театра, оснащенного по последнему слову техники, и таланты своих актеров и декораторов.

После приема наступил последний период строительства дворца, когда были сделаны пристройки со стороны парка. Однако после вынужденного переезда в Петербург, связанного с его придворной службой, занятый хлопотной должностью граф уже не мог уделять прежнего внимания своему театру. К тому же в 1797 году он перенес тяжелую болезнь, результатом которой стал начавшийся перелом в его отношении к миру, о котором он сам позднее напишет:

«…во всем богатстве и пышности не находил я ничего утешительного и целебного для изнемогшей души моей; и тогда-то наипаче познал нищету их. … Великолепные пиршества, в коих забывал умеренность в пище и питии, ...театральные зрелища, от правил нравственности давно уже во много отступившия и являющиеся нам более в соблазнительном и разорительном, нежели в добродетельном виде; сладострастная любовь, отрава невинности, губительница сил телесных и душевных, коей постыдныя забавы влекут за собою искушение и раскаяние; все такия удовольствия изменились в глазах моих...»

Театральное великолепие Останкина длилось недолго. В 1803 году скончалась супруга графа Прасковья Ивановна. Убитый горем от потери супруги и занятый строительством Странноприимного дома в память о ней, Николай Петрович больше не вернулся в свою новую резиденцию, к театру охладел, а труппу распустил.

В статье использованы материалы с официального сайта Музея-усадьбы "Останкино"