В мире Формулы-1 почти всегда наблюдалась тенденция, когда в топ-коллективах ставка делалась исключительно на одного пилота, пренебрегая чувствами и амбициями другого. Почему сложилась такая тенденция и можно ли её как-то искоренить? - Об этом сегодня поговорим на канале "Max F1 +".
Чтобы понять, насколько полезно или нет разделение пилотов на первого и второго номера, необходимо разобрать ситуации обоих типов.
Ситуации, когда было разделение пилотов на 1 и 2 номера
1. Рубенс Баррикелло - Михаэль Шумахер
Самым известным примером проявления командной тактики является пара Рубенс Баррикелло - Михаэль Шумахер. В контракте бразильца всегда чётко была прописана его роль в Ferrari, однако он периодически пытался строить свою игру, которая шла вразрез с планами Скудерии.
Наиболее ярко это демонстрировалось на двух подряд Гран-при Австрии. Но если в 2001 году просьба уступить позицию Михаэлю была вполне объяснимой (Шумахер тогда боролся за титул чемпиона мира с Дэвидом Култхардом), то в 2002-ом ситуация оказалась абсолютно банальной. В том сезоне коллектив из Маранелло просто не имел себе равных и заключённые, по словам Росса Брауна, договорённости перед гонкой о пропуске "Красного Барона" вперёд, не имели никакого смысла.
В итоге, всё завершилось конфузом, который привёл к официальному запрету на 9 лет командной тактики, огромному денежному штрафу и серьёзной трещине в отношениях между Михаэлем и Рубенсом. Уже после ухода из Ferrari бразилец неоднократно заявлял в интервью о том, что при дворе Шумахера жилось очень плохо и ему просто не дали шанса на проявление своего таланта. Позднее, правда, Баррикелло хотел навестить семикратного чемпиона мира, когда тот получил травму на горнолыжном курорте, но семья Шумахера запретила даже думать об этом, ясно давая понять, что ничего хорошего из этого не выйдет.
2. Айртон Сенна - Герхард Бергер
Другим, более позитивным примером разделения пилотов на 1 и 2 номера является пара Айртон Сенна - Герхард Бергер.
В конце сезона 1989 года, когда отношения между Айртоном Сенной и Аленом Простом оказались откровенно испорченными, в McLaren задумались о смене состава пилотов. А поскольку тогдашний руководитель коллектива из Уокинга Рон Деннис всецело поддерживал уроженца Сан-Паулу, то указать на дверь пришлось именно "Профессору". Чтобы избежать дальнейших конфликтов британцы решили пригласить австрийца Герхарда Бергера - пилота быстрого, но не настолько, чтобы навязывать конкуренцию бразильцу.
Как ни странно, на фоне бесшабашных характеров обоих гонщиков Сенна и Бергер стали хорошими друзьями. Причём сблизило их... любовь к экстравагантным выходкам и шуточкам! Чего только стоит случай, когда Айртон, пролетая с Герхардом в одном вертолёте, решил похвастаться непробиваемым чемоданом, а австриец взял его и выбросил за борт!
Сенна и Бергер выступали вместе на протяжении трёх сезонов. В 1990 и 1991 годах бразилец брал чемпионские титулы, но в 1992-ом между напарниками, на фоне большого отставания от Williams, обострилась борьба и в общем зачёте того сезона австриец уступил Айртону лишь одно очко. Но даже это не стало причиной каких-то размолвок - они оба доброжелательно относились друг к другу и даже после гибели Сенны Бергер поминает своего бывшего напарника только добрыми словами.
Ситуации, когда НЕ было разделение пилотов на 1 и 2 номера
1. Ален Прост - Ники Лауда
В сезоне 1984 года Ники Лауда получил в качестве напарника одного из быстрейших гонщиков того времени Алена Проста. Австриец не был рад такому "подарку", однако он быстро нашёл язык со звёздным французом и несмотря на то, что они оба боролись за чемпионский титул, напряжений в отношениях между партнёрами по McLaren не возникало.
Благо, коллектив из Уокинга в том сезоне не имел соперников и чемпионская корона тогда должна была отойти одному из подопечных Рона Денниса. В результате, Лауда опередил Проста всего лишь на 0.5 очка, завоевав свой третий и последний титул в карьере.
В 1985-ом весь McLaren работал исключительно на Алена, но не потому что "Профессор" этого требовал, а потому что Рон Деннис затаил обиду на Ники. Тот, попытавшись освободиться от морального гнёта со стороны Проста, надумал перейти в Renault, но французский концерн спалил факт переговоров руководителю McLaren. А учитывая тот факт, что Лауда получал по контракту самую высокую зарплату в пелетоне, Деннис не мог не чувствовать себя обиженным.
Но всё это не касалось личных отношений между Ники Лаудой и Аленом Простом - они всегда уважали друг друга.
2. Нико Росберг - Льюис Хэмилтон
Когда-то давно Нико Росберг и Льюис Хэмилтон были лучшими друзьями. Но всему рано или поздно приходит конец, в том числе и дружбе. Особенно в тот момент, когда вы являетесь напарниками в однозначно лучшей команде пелетона.
Со сменой технического регламента, Mercedes получил супероружие в виде мощнейшего двигателя и неудивительно, что Хэмилтон, пытаясь любой ценой заполучить титул, начал психологическую войну против Росберга. Первые два сезона она проходила успешно, но в 2016-ом всё пошло не по плану и перед финальным этапом в Абу-Даби Льюис уступал Нико 12 очков. Чтобы вывести Росберга из равновесия, "44-ый" выбрал самый рискованный вариант - оттормаживание своего напарника, подставляя его под атаки соперников. Но и это не сработало - Росберг довёл дело до победы и ушёл с чемпионским титулом.
В дальнейшем, Хэмилтон неоднократно пытался поддеть своего бывшего напарника за "трусость", однако Нико предпочитает не обращать внимание на эти выплески эмоций.
Так почему же сейчас топ-команды предпочитают разделять пилотов на 1 и 2 номера?
Как видите, отношения между пилотов могут меняться вне зависимости от того, делит ли их команда на первого и второго номера, всё зависит от их характеров.
Но всё же, в большинстве случаев, топ-команды, ради достижения более выгодного результата, предпочитает разделять обязанности пилотов, чтобы они не упустили победу в чемпионате, как это было в случаях с Льюисом Хэмилтоном и Фернандо Алонсо (2007), Найджелом Мэнселлом и Нельсоном Пике (1986), Аланом Джонсом и Карлосом Ройтеманном (1981).
И как бы мы не относились к командной тактике, решения о её применении остаётся целиком на совести руководства формульных коллективов.
А как вы относитесь к командной тактике? Нужна ли она в современной Формуле-1? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить!