Вот и я с опозданием добрался до последней на данный момент книги Стивена Кинга. Аннотация, которую я прочитал еще до выхода книги невероятно меня заинтересовала, и я очень ждал книгу.
Это должна была быть одна из тех историй про детей, которые попали во «взрослые» ситуации. Юный возраст главных героев всегда заставлял меня особенно переживать. Похожее было в книге «Оно» или в сериале «Очень странные дела». Нам показывают ситуации, в которых детям приходится быстро взрослеть. Кроме этого, весь этот жанр сверхъестественного и суперспособностей всегда меня интересовал. Но получил ли я то, чего ждал от книги?
Сюжет.
Нам рассказывают про молодого парня 12-ти лет по имени Люк. В одно утро он просыпается в подозрительном месте, слишком похожем на его дом. Хотя комната обставлена как его, но тут нет некоторых деталей: окон, тайников, вещей, о которых знал только он. Покинув эту некачественную пародию, он попадает в странное место под названием «Институт». На первый взгляд это длинный и пустой коридор с множеством одинаковых комнат и мотивационными плакатами типа «Еще один день в раю». Но тут его взгляд падает на девочку 10-ти лет, которая с удовольствием курит сигарету.
Тут и начинаются приключения нашего героя. Место, в которое он попадает на самом деле является секретной лабораторией для проведения экспериментов над одаренными детьми. Им делают странные уколы, от которых горит кожа, их топят в баках с водой, показывают «Штази огоньки», вызывающие галлюцинации, потери сознания и спазмы дыхательных путей. Все это контролируется жестоким персоналом, которому как будто нет дела до того, что это всего лишь маленькие дети. А после экспериментов подопытных ждет перевод на таинственную «Дальнюю сторону», с которой еще никто не возвращался.
Это основная сюжетная линия, но Кинг как всегда нетороплив и начинает вообще с другой темы. Он рассказывает о бывшем полицейском Тиме, который по зову судьбы становится ночным обходчиком в забытом Богом городе Дюпрей. И сначала кажется, что истории вообще никак не связаны, но это только на первый взгляд. Поэтому, если вы начнете читать книгу и наткнетесь на самое обыденное повествование, а не на битвы детей со сверхспособностями, то не пугайтесь - это только вступление.
Впечатления.
Отличная история, хоть я и ожидал немного другого. Было очень много разговоров про новую книгу Кинга, и оценки просто зашкаливали. И как по мне, «Институт» оказался немного затянут в фирменном стиле автора. Произведение не самое большое. К примеру, у автора есть «Оно» с более 1000 страниц и огромная книга «Под куполом». Но я все равно с нетерпением ждал движения сюжета. Хотя вот «Доктор Сон» читался прекрасно, и я ощущал динамику, а «Сияние» тоже показалось слишком тягучим, но концовка все компенсировала.
В этом как раз все и дело. В концовках Кинга. Я постоянно попадаю в эту ловушку. Он каким-то образом умеет так неторопливо, и одновременно интригующе вести сюжет, что я не могу оторваться. Я понимаю, как это работает со стороны автора: он должен прописать сюжет, учесть все события, представить персонажей, но мне как простому читателю, никак не терпится узнать, чем же закончится дело. И я, зная, что концовка будет шикарная, продолжаю читать и читать. И я в ловушке, на крючке сюжета.
Но почему мои ожидания не оправдались? Проблема, как мне кажется, вообще не в книге, а в моих ошибочных представлениях о произведении. В моей голове это выглядело как Кинговский аналог Людей Икс с кучей суперспособностей вперемешку с мистикой и хоррором. Но тут у нас только телекинез и телепатия, и то только на самом базовом уровне. Чтения мыслей в привычном понятии нет, дети просто чувствуют желания других людей и иногда с трудом передают фразы друг другу. А на счет движения предметов, даже наш главный герой Люк мог только лишь перелистывать страницы книг и двигать поднос. И ко всему прочему, упорно обращают внимание на то, что поднос он может сдвинуть только пустой.
И книга совсем не страшная. Это скорее научная фантастика, чем хоррор. Но кроме одного жуткого момента - он будет, когда мы узнаем, что происходит с детьми на той самой «Дальней стороне», с которой никто не возвращался.
Но если смотреть объективно, то все эти моменты делают книгу уникальной в своем жанре. Ведь дети не владеют суперспособностями с безграничным потенциалом, они просто чуть более особенные. К тому же юные главные герои попали в ситуацию, с которой, казалось бы, могут справиться только взрослые. И дети преодолевают все проблемы в основном своими силами, что и делает эту историю более человечной и трогательной.