В октябре 1933 года Бунин пишет в дневнике: «Вчера именины Веры. Отпраздновали тем, что Галя купила кусок колбасы. Недурно нажился я за всю жизнь!»
А 10 декабря король Швеции протягивает 63-летнему Бунину чек на 170 331 шведских крон. Насколько это много расскажем ниже.
Обсуждаемый и осуждаемый Бунин Иван Алексеевич, а с ним его жена Вера Николаевна, "ученица" Галина Кузнецова и секретарь Леонид Зуров - вот уже который год живут в своем обособленном мире.
Идет 1933 год. Вот уже 13 лет Бунины находятся в эмиграции. На старенькую виллу в Грассе семь лет назад Иван Алексеевич приводит Галину. И даже не разница между ними в 30 лет, а то, что жена писателя остается при нем и принимает ситуацию, возмущает всех.
Время тяжелое, голодное. Бунин, познакомившись и желая помочь молодому, даже моложе его “ученицы”, Зурову, нанимает его в качестве секретаря. И тут молодой человек искренне, до безумия (в прямом смысле слова) влюбляется в жену писателя. Бунин лишь пожимает плечами - он уверен в верности Веры.
И прав. Вера Николаевна не видит никого, кроме мужа. Живет его заботами. Печатает его рукописи. Следит за его здоровьем. Готовит на всех. И ищет деньги, когда не на что купить чернил.
Начинается бесконечная вереница однообразных дней.
Ревность Бунина к Галине. Забота Веры о муже. Уговоры Зурова, обращенные к обожаемой женщине, убежать вместе из этого унизительного кошмара. Все приноровились как-то, но и устали.
Казалось, что так будет тянуться вечно. Даже знакомые устают промывать косточки этой компании и оставляют их в покое. Только просят не приходить в гости вчетвером, уж слишком большое напряжение начинает висеть в воздухе, создавая неудобство.
9 ноября 1933 года на завтрак у Буниных пустая гречневая каша Без всего. Даже без масла - Вилла Бельведер бедствует, но не унывает. Компания острословит и отгадывает "кому дадут Нобелевку". Бунин считает "дадут «финляндцу», поэту Бертелю Грипенбергу". Вера ставит на "любого русского". Знала бы она, кто будет этим “любым”.
Ближе к вечеру звонок из Стокгольма. Вера подходит к телефону. Жуткие помехи. Треск в трубке заглушает речь звонящего: “Мистер Бунин… Ваш муж… Лауреат… Ждем в Стокгольме…” Неужели свершилось? Может ошибка?
Но! О, да! Как гром среди ясного неба - НОБЕЛЕВКА!!!
Надо ехать в Стокгольм. Но денег нет даже на чаевые мальчикам-почтальонам. На дорогу занимают у ошарашенных новостью друзей.
Премию едут получать втроем. Бунин, жена Вера Николаевна и Галина в статусе "ученицы". Зурова, как особо нервного" не берут, оставив на хозяйстве в Бельведере. Нечего праздник портить.
Сколько же денег получил Бунин? 170 331 шведских крон. Курс 1933 года: 0,22 доллара за 1 крону. То есть 37 500 долларов. 1,94 рубля за 1 доллар (на черном рынке дороже, хоть доллар тогда и просел, вызвав мировой кризис).
То есть 72 750 рублей по официальному курсу 1933 года. При средней зарплате в Москве в 100 - 120 рублей надо было проработать больше 60 лет, чтоб получить такие деньги. Всю жизнь.
Если же смотреть по ценам на мясо и вообще по покупательской способности сегодняшнего дня, Бунину вручили около 35 000 000 рублей.
Можно купить 4 квартиры в современном Петербурге. Для человека, который так долго голодал и нуждался, это были ослепительно огромные деньги.
Около 20% от этой суммы Иван Алексеевич раздал братьям по перу.
Слава была оглушающей. Даже пугающей. В Стокгольме Веру и Бунина узнавали на улицах и поздравляли. Эта слава осталась навсегда.
А вот богатство надолго не задержалось. Бунин как-то совсем не умел обращаться с большими деньгами. Забегая вперед, скажем, что сразу после получения Нобелевки Галина от “учителя” ушла.
И он остался наедине с неумолимо надвигающейся смертью. Жена Вера как "заслон" от неумолимого конца им не рассматривалась. Возможно этот уход Галины так расстроил Ивана Алексеевича, что в растрепанных чувствах он не хотел и не мог следить за деньгами.
"Она меня бесчеловечно бросила, зная, что это убьет меня", - с горечью писал он в дневнике.
Как многие гениальные люди, Иван Алексеевич был рассеян и весьма далек от мелочности и бухгалтерской точности в отношении материальных средств.
Андрей Седых вспоминает: "После церемонии Бунин передал мне сафьяновую папку. Я положил папку на стол и потом забыл о ней, пока Иван Алексеевич не спросил:
- А что вы сделали с чеком, дорогой мой?
- С каким чеком? — невинно спросил я.
- Да с этой самой премией? Чек, что лежал в папке.
Тут только понял я, в чем дело… Кинулся. Но папка по-прежнему лежала на столе, где я ее легкомысленно оставил,— никто к ней не прикоснулся, и чек был на месте».
Получив Нобелевскую, Бунин помог тысячам людей. Остаток вложил в ценные бумаги и в русский ресторан. Писателя обманули и на бирже и в бизнесе. Через несколько лет от премии ничего не осталось.
Осталась слава. И зависть. И злость тех, кого Бунин “обделил” - дал мало или не дал вообще.
Тэффи( Надежда Александровна Лохвицкая) отпустила по этому поводу остроту: "Нам не хватает теперь ещё одной эмигрантской организации: "Объединение людей, обиженных И.А.Буниным"
Итак, Бунин из рук коронованных особ получает премию, и известность его становится мировой.
Иван, Галина и Вера, которая в новом меховом манто выглядит потрясающе, возвращаются с триумфом. Едут обратно через Берлин, чтоб погостить у друга семьи - философа Федора Степуна.
Там Галина впервые встречается с Маргой. "Степун был писатель, у него была сестра, сестра была певица, известная певица и... отчаянная лесбиянка. Случилась трагедия. Галина влюбилась страшно - бедная Галина... выпьет рюмочку - слеза катится: "Разве мы, женщины, властны над своей судьбой?.." Марга властная была, и Галина не могла устоять..."
Как отреагировал Бунин на эту неожиданную страсть?