Наверняка хотя бы раз в жизни вы сталкивались с ситуацией, когда выбранная книга (фильм, сериал, вставить нужное) не соответствуют аннотации. И вроде бы никаких правил не нарушено: имена героев совпадают, описанные в синопсисе сценарии происходят, но что-то явно пошло не так. Произведение каким-то образом оказывается глубже, мрачнее или явно 18+. Что и произошло с новинкой от Сары Дж Маас House of Earth and Blood. Об этом романе совсем недавно упоминала в подборке 5 новинок от известных авторов, которые в этом году выходят на книжный рынок. Но я никак не ожидала, что книга с вроде бы простым и понятным сюжетом окажется настолько.. настолько .. Как же сложно подобрать слово! Давайте просто расскажу о ней подробнее – все-таки, прошла уже неделя, как я ее закончила читать, а она меня все еще не отпускает.
Синопсис, который предлагает нам автор на сайте Goodreads, если говорить коротко, звучит примерно так: «Девушка-тусовщица узнает, что всех ее друзей убили, полиция вешает обвинение на нее и предлагает ей, чтобы избежать роли главной подозреваемой, провести расследование. А помогать ей в том будет падший ангел с темным прошлым, который расплачивается за свои грехи». Заинтриговало? Сейчас будет еще интереснее. Для начала, расскажу вам, как устроен мир серии Crescent City. Действие происходит в вымышленном городе-миллионнике (чем-то похожем на Нью-Йорк или Чикаго) на вымышленной планете (чем-то похожей на Землю). Все население делится на две большие категории: обычные люди, как мы с вами, и Ваниры – под этим термином автор прячет разномастные категории сверхъестественных существ. Здесь есть не только знакомые всем вампиры, оборотни, ведьмы, фейри, но и ангелы, архангелы, русалки, сатиры и всякие другие товарищи, которых сложно описать. Ключевое отличие Ваниров от обычных людей, кроме физиологических, – бессмертие. У любого сверхъестественного существа есть возможность в любом возрасте сделать Сброс – остановить старение, в процессе которого тело выбрасывает огромное количество магии. Поэтому каждый вампир, оборотень или другая «нечисть» подходит к этой процедуре достаточно серьезно: надо выбрать место, где никого этой энергией не ранит (в 21 веке для этого построили специальные центры), возраст, в котором хочется застыть в веках, и надежного человека, который не даст умереть во время Сброса. Каждый город на этой планете разделен на несколько секторов, за каждый из которых отвечает один вид сверхъестественных существ. Так случилось и с городом Вальбаран, прозванным Город-полумесяц (Crescent City). В нем 7 районов, во главе стоит 7 управителей (главы районов в городах России), а ими управляет некто вроде губернатора. В этой роли всегда выступает Архангел как самое могущественное существо на планете. Вы уже, наверно, чувствуете, что история будет очень запутанной, с таким-то миропорядком?
И чутье вас не подводит. Главная героиня истории – Брайс Квинлан – полукровка: получеловек-полуфейри. Магией она практически не обладает, но зато ей повезло с внешностью и с друзьями: в университете она познакомилась с Даникой Фендир, которой пророчат карьеру самого молодого Альфы всех оборотней – настолько сильная эта молодая волчица. На начало истории девушкам по 23 года, они выпустились из университета, живут на окраине города, только начали свою карьеру на работе, не ищут серьезных отношений и просто наслаждаются жизнью. И вроде бы так живет каждый молодой житель Города-полумесяца, но Даника – происходит из очень сильной магической семьи и ее по праву можно назвать медийной персоной. Так что, за передвижениями девушек пристально следят СМИ, и за радостный образ жизни их уже успели окрестить «принцессами-тусовщицами». Однажды свидание Брайс не удалось, она возвращалась домой, но ее перехватили их общие подруги и уговорили пойти в клуб, в то время как Даника проводила в квартире собрание своей стаи. Героиня сильно напилась, написала кучу пьяных сообщений лучшей подруге и парню, с которым обещала пойти на свидание, отправилась домой в невменяемом состоянии и заметила, что дверь в квартиру уже открыта. А в квартире произошло массовое убийство. Девушка выбегает на улицу, надеясь найти маньяка, но натыкается на еще одну жертву, на которую только что напал опасный демон. Кое-как оказав медицинскую помощь пострадавшему, она вызывает местный аналог полиции – отряд солдат-ангелов, но из-за наркотиков и выпивки не может ответить ни на один вопрос следователя. Когда материалы расследования, в том числе и пьяная переписка Брайс, публикуют местные СМИ, от девушки отворачиваются все оставшиеся в живых знакомые.
Спустя два года Брайс живет по одному алгоритму: дом-работа-работа-дом, поддерживая связь лишь с родителями, работодателем – владелицей антикварной галереи, и одной подругой, которая была с ней в баре в тот вечер. Но в городе происходит убийство, точь-в-точь похожее на убийство друзей Брайс. И губернатор города – Архангел Мика – приказывает девушке присоединиться к расследованию. В конце концов, она была лучшей подругой предыдущей жертвы – Даники Фендир – и может знать детали, до которых полиция так и не докопалась. А помогать проводить расследование будет Хантер Аталар – падший ангел, который две сотни лет назад участвовал в восстании ангелов, провалился и попал в рабство. Теперь он служит наемником у губернатора, выполняет за него всю грязную работу и был уверен, что когда-нибудь станет свободным, пока управитель не предложил ему сделку: если найдет убийцу, его срок службы сократят до каких-то нескольких месяцев. Обстановку накаляет приближающийся Саммит – совещание глав города, на которое прибудут руководители соседнего миллионника во главе с Архангелом Сандриэль – бывшей владелицей Ханта и сестрой его погибшей возлюбленной. Отношения между напарниками тоже сначала не задались: Хант считает Брайс «принцессой-тусовщицей», озабоченной лишь своей внешностью и не одаренной мозгами. Девушка относится к ангелу как к цепному псу губернатора с плохой репутацией. Но постепенно герои учатся доверять друг другу, несмотря на скелеты в шкафах. «Тень Смерти» (прозвище Ханта) оказывается не таким мрачным и помешанным на убийствах, а Брайс умеет мыслить логически и проникать в закрытые двери.
По сюжету и атмосфере «Дом Земли и Крови» напомнит вам серии «Чикагские вампиры» Хлои Нейл, «Сумеречные охотники» Кассандры Клэр или «Царство ночи» Лизы Джеймс Смит. Действие происходит в современном городе: несмотря на то, что у нас в ключевых персонажах – сверхъестественные существа, а живут они на выдуманной планете, у них тоже есть интернет, соцсети, реалити-шоу, спортивные команды, университеты и такси. Так что, первые главы книги покажутся самыми тяжелыми: будет много незнакомых названий, как биологических, так и географических, но в очень знакомой реальности, как будто бы все это шапито происходит у вас за окном. Что выгодно отличает эту историю от аналогов – так это оригинальность персонажей. Если в других сериях у нас есть фейри, то это всегда Благой и Неблагой дворы («Сумеречные охотники») или Зимний и Летний король («Коварная красота» Мелисса Марр), то здесь во главе фейри стоит Король Осени. Самые популярные оборотни – волки («Чикагские вампиры», «Сумеречные охотники», «Сумерки») – здесь тоже есть, но помимо них активно действуют и оборотни-змеи. Даже имена архангелов смутно вам напомнят известных персонажей Библии: под Микой угадывается архангел Михаил, а под Шарой, предводительницей восстания по прозвищу «Дневная звезда», - Люцифер «Утренняя звезда». Кажется, что Сара Дж Маас старается разрушить все стереотипы, которые уже успели закрепиться в современном фэнтези: ангелы не играют в святость, фейри живут в особняках, а не скрываются в волшебных лесах, оборотни борются за власть и ведут темные дела, а ведьмы развивают доказательную медицину. Что интересно, лидирующую роль в истории получает самое слабое (на первый взгляд) звено: полукровка без магических сил, еще не ставшая бессмертной, без особых связей, которая по ходу повествований раскрывает все козыри.
Забыла предупредить: в зарубежной версии забыли прикрепить на обложку маркер 18+. Готовьтесь, что в диалогах героев будет много ругательств (хотя в русском варианте там будут какие-нибудь не матерные аналоги), а в сюжете – много постельных и боевых сцен.